• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем Китай «опоясывает» мир

Как Китай выстраивает новую глобальную экономику? Какое место в ней отводится России? Об этом и многом другом руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов рассказал слушателям лекций в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького».

Кто такие китайцы

Отличительная особенность Китая — не только развитая цивилизация и богатства, но и очень большая историческая память, а именно: как эта нация ощущает и переживает собственное прошлое. Сейчас в Китае начался настоящий бум исторических книг. В них просматриваются две важные идеи для китайцев — исключительная глубина и ценность родной истории и очень болезненная реакция на события XIX века. В этот период страна оказалась расчленена иностранцами, которые туда пришли.

Китай очень плохо сопротивлялся внешним захватчикам начиная с монголов и маньчжуров. Почему такая великая страна не могла отбить атаки противников, которых превосходила в разы по численности населения? Этому есть объяснение.

Китай отлично ассимилирует все народы. Захватывавшие территорию Китая другие нации были втянуты внутрь страны и «переварены»

Воспринимая язык, учась на нем говорить и при этом сохраняя свой собственный, захватчики теряли идентичность — и становились частью страны. В результате в Китае были разные языки, но народ единый — единое самосознание.

Но эта хорошо отлаженная система дала сбой в XIX веке, когда пришли европейцы. За короткий срок (с 1830 по 1860 год) Китай оказался полностью разгромлен, потерял свою самостоятельность. Эти иностранцы, в отличие от предшествующих, не «растворились» в Китае. По самоидентичности китайцев нанесли сокрушительный удар, заставивший их впервые задуматься, кто они такие на самом деле.

«Пояс и путь»: новый мир по-китайски

Долгое время Китай воспринимали как фабрику, которая никогда не догонит Европу. Считалось, что у страны неправильно развиты социальные, экономические и политические институты.

Мир, который существует — мир торговли и банков — создан не Китаем. Когда в 1980-е годы КНР перекраивал отношения с США, он вошел в макроэкономическую американскую систему, пользовался американской валютой при торговле и институтами, которые создали США. С одной стороны, Китай стал крупнейшим держателем золотовалютных резервов, с другой — заложником этой системы.

В Китае очень хорошо понимали: чтобы вывести в мир новые технологии и товары и подержать свое развитие, нужно создать собственную, параллельную, систему

Сначала — банковскую. Китай начал поддерживать банк БРИКС, развивать азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Китайцы очень активно формируют пулы резервных валют и предлагает юань (свою неконвертируемую валюту) в качестве резервной валюты. Китай предлагает всем странам, в том числе и России, делать расчеты только в национальных валютах.

И эта параллельная система, которую Китай называет «Пояс и путь», привлекательна для многих стран. КНР предлагает инвестиции, предлагает создавать совместную инфраструктуру (дороги, мосты, аэропорты, вокзалы и проч.). Зачем? Страна очень много производит — значит, нужно снизить расходы на перевозку. Свою железную дорогу Китаю никто не будет продавать, а вот на совместные инфраструктурные проекты страны охотно соглашаются. Сейчас КНР активно вкладывает деньги в развитие портов (в Греции, Италии, на Панамском канале).

Когда Китай был мировой фабрикой, США не волновались. Но сейчас КНР «влезает» в высокотехнологичное производство, и это заметно ослабляет позиции США. Речь не только о 5G, но и о развитии Китаем своих суперсерверов (в этой стране, а не в Штатах, находятся два самых мощных суперсервера). Эти серверы сделаны на китайской элементной базе. КНР активно предлагает использовать свои облачные технологии. Это единственная страна в мире, у которой есть свой внутренний интранет, он в любой момент может запустить свои серверы DNS, чтобы раздавать интернет-адреса.

Роль России в мировом плане Китая

Не нужно думать, что Китай создает «параллельный мир» только для себя. Он активно приглашает к сотрудничеству другие страны, и более 70 стран присоединились к идее «Пояса и пути». Китай предлагает новую альтернативу глобальному развитию. Россия своей альтернативы не имеет, у России нет плана на будущее — у Китая он есть.

Распространено мнение, что Россия все продала Китаю. Реальность, как всегда, сложнее

Россия единственная страна, которая не брала у Китая кредиты и остается от него финансово независимой. При этом Европа за последние года набрала у КНР кредитов на 146 миллиардов долларов.

С другой стороны, у России самый сложный выбор во взаимоотношениях с Китаем. Мы единственная европейская страна, чья территория граничит с Китаем. Можем ли мы и нужно ли нам становиться частью китайского макрорегиона (как многие другие государства), когда собственного макрорегиона мы пока не способны построить?

Пока Китай не интересуется нами всерьез. Китайские политологи опасаются, что российские элиты ждут, когда их связи с Западом выйдут на новый виток — тогда они отвернутся от КНР. Вот этот страх, по сути дела, предотвращает Китай от серьезного вхождения в Россию.

У России и Европы действительно глубокие культурные и хозяйственные связи, и создание единого европейско-русского пространства (без вхождения России в ЕС) может быть хорошим решением и для Европы, и для России на фоне усиливающегося Китая.