• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять причин, почему стоит поступать на очно-заочные программы магистратуры Вышки

Пять причин, почему стоит поступать на очно-заочные программы магистратуры Вышки

© Высшая школа экономики

До 13 сентября продолжается набор на магистерские очно-заочные программы, которые реализуются по специальностям в сфере образования и управления. Читайте, как обучение на этих программах позволяет заниматься не только наукой, помогает самореализоваться и строить карьеру в других сферах. 

Причина №1. Это удобно 

На всех очно-заочных программах НИУ ВШЭ действует модульная система. Что это такое? Модуль — это одна или две недели очного обучения, когда студенты лично приезжают на занятия в университет или профильные организации. Например, студенты программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» посещают архивы, музеи, библиотеки и изучают имеющиеся там материалы, необходимые для их исследований. Очные модули проходят примерно три раза в год (на программе «Управление в высшем образовании» — четыре раза по одной неделе, а на ОП «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе» — один раз в год). Все остальное время — это дистанционное обучение в электронной среде университета. 

Помимо этого, учащиеся сами составляют свое расписание. На каждой программе есть перечень обязательных для изучения дисциплин (около 30% от общего количества), а есть курсы по выбору: так студент сам решает, что и когда он будет изучать. Курсы по выбору могут быть профильными и связанными с исследовательской работой студента, а также могут содержательно отличаться от выбранного направления.

Все эти факторы позволяют студентам самостоятельно выстраивать образовательные траектории в зависимости от профессиональных интересов и планов, совмещать работу и учебу, а также активно заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Причина №2. Это доступно

У абитуриентов очно-заочных программ Вышки есть возможность поступить на бюджетные места. Учиться бесплатно могут выпускники бакалавриата, а также выпускники специалитета с квалификацией «дипломированный специалист» (диплом должен быть получен до 2015 года). 

Абитуриенты, поступающие на платные места, могут получить скидку на обучение. Например, если недобрали 1–5 баллов до проходного на бюджет, успешно прошли онлайн-курсы НИУ ВШЭ или победили в олимпиадах («Я — профессионал», «Урок для учителя» и других). Помимо общеуниверситетских скидок, абитуриенты могут получить льготы, предусмотренные на определенных программах. Например, на программах Института образования и программах «Современная историческая наука в преподавании истории в школе», «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе» и «Современная филология в преподавании литературы в школе» предоставляется скидка 50% работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений. Помимо этого, абитуриенты последних трех программ, которые победили или заняли призовые места в олимпиаде учителей-предметников «Профи-край», получают при поступлении максимальный балл по конкурсу портфолио.

Причина №3. Это качественно и современно

При выборе места учебы, безусловно, важно понимать, кто и как будет учить. Очно-заочные программы Высшей школы экономики — это сильный преподавательский состав. Занятия проводят ведущие ученые и исследователи, авторы школьных и вузовских учебников и пособий, практикующие специалисты сфер образования, управления, консалтинга, люди с богатым профессиональным бэкграундом, готовые делиться навыками и помогать студентам самореализовываться. Например, на программах «Управление образованием» и «Управление в высшем образовании» преподают директора ведущих школ России, представители Департамента образования и науки города Москвы, проректоры НИУ ВШЭ и других ведущих вузов, преподаватели МВА Вышки.

Евгения Абелюк

Евгения Абелюк, руководитель программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», говорит: «Занятия у нас ведут не только преподаватели школы филологических наук и школы лингвистики НИУ ВШЭ, но и такие известные педагоги, как Надежда Ароновна Шапиро — литературовед, автор учебных пособий, преподаватель русского языка и литературы в московской школе №57, Валерий Вячеславович Пазынин — директор лицея №1561, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, лауреат Всероссийского конкурса “Современный урок”, Анна Николаевна Выборнова — преподаватель в школе “Летово”. Важно отметить, что это преподаватели и литературы, и русского языка».

Еще одна особенность этих программ — активное изучение и использование современных педагогических методик. На занятиях преподаватели делятся лучшими практиками, чтобы студенты могли выбрать те технологии, которые подходят конкретно им в наибольшей степени.

Максим Богачёв

«Мы все любим и уважаем классно-урочную систему и “Великую дидактику” Яна Коменского, но в ходе занятий показываем, что есть и иные, альтернативные подходы к обучению. В частности, раскрываем такие подходы, как проектно-ориентированное обучение (project-based learning), проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning), вопрошающее обучение (inquiry-based learning), метод case-study, игровые технологии обучения. При этом мы не считаем, что все новое автоматически является лучше проверенных временем практик. Одними из важнейших критериев отбора методик являются их эффективность и тиражируемость, — рассказывает Максим Богачёв, академический руководитель программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». — Новые стандарты в школьном образовании требуют от учащихся включения в проектную и исследовательскую работу. Но не все учителя владеют достаточными навыками для полноценной реализации таких видов учебной деятельности. Поэтому наши студенты на протяжении всего периода обучения не только изучают курсы по методологии и методам современных социальных наук, но и сами проходят все стадии создания научно-исследовательской и проектной работы».

Причина №4. Это про практику

Программы ориентированы на слушателей, желающих получить качественное образование, дополнить свой арсенал профессиональных умений без отрыва от основной трудовой деятельности. Поэтому почти все курсы направлены на практическое овладение профессией и подразумевают ведение небольших проектов, связанных с тематикой курса. Таким образом, за время обучения студенты имеют возможность поучаствовать во множестве проектов, примерив на себя разные роли. В целом такой подход позволяет расширить набор навыков и усовершенствовать их.

Татьяна Хавенсон

«Важно понимать, что на наших программах проектная деятельность — это не какой-то отдельный элемент, а смыслообразующая часть обучения. Например, на программе “Управление в высшем образовании” значительная часть кредитов (зачетная единица или кредит —  универсальная единица измерения объема образовательной программы) отведена участию студентов в так называемых продуктовых фирмах, где нужно создавать реальные проекты, связанные с деятельностью в университете. Это может быть что угодно: разработка маркетинговой стратегии, изучение настроения, мнений преподавателей, студентов, абитуриентов, разработка образовательной программы или реформа факультета — список почти безграничен. Во время обучения студент должен поучаствовать как минимум в пяти таких фирмах», — говорит Татьяна Хавенсон, директор Института образования.

Наталья Серова

Программа «Управление образованием» реализуется не только в Москве, но и в санкт-петербургском и нижегородском кампусах и имеет свои особенности, связанные со сферой образования в конкретном регионе. Например, в Нижнем Новгороде студенты могут выбрать такое направление для исследования, как «Новая школа для Нижнего Новгорода». Наталья Серова, академический руководитель программы, поясняет: «Проекты по этому направлению связаны с формированием облика образовательной организации, который не только соответствует общим тенденциям развития образования, но и учитывает специфику и потребности региона. Например, развитие IT-индустрии, наукоемких технологий, создание туристического кластера, развитие брендинга территории».

Студенты программы «Современная филология в преподавании литературы в школе» проходят самую разнообразную практику: они редактируют и рецензируют исследовательские работы школьников, комментируют художественные тексты. Кроме этого, есть проекты по выбору: интервьюирование свидетелей и участников поэтического бума эпохи оттепели, чтение и аннотирование литературоведческих и театроведческих статей, составление электронной театральной афиши, перевод литературных и театральных рецензий с иностранных языков.

Причина №5. Это про самореализацию 

Благодаря тому, что на очно-заочных программах главный акцент ставится на практической деятельности, у студентов есть прекрасная возможность для реализации собственных проектов, общения с коллегами и единомышленниками. 

Например, студенты программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе» могут стать соавторами практико-ориентированного курса обществознания для школьников. Помимо этого, наработки студентов регулярно выходят в свет в виде академических и методических публикаций, а также научно-популярных постов и блогов.

Учащиеся программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», которым интересен исследовательский трек, могут уже во время учебы начать заниматься проектом по подготовке цифрового комментария к советской литературе 1920-х годов и продолжить участвовать в нем уже после окончания магистратуры, так как этот проект предназначен для совместной работы студентов и выпускников. 

Обучение на программах не ограничивает студентов в выборе тем для исследований. Более того, дает возможность реализовать собственные идеи, создавать проекты самостоятельно или в команде с одногруппниками и преподавателями. 

Вышка отличается профессиональным сообществом выпускников, в которое входят исследователи, эксперты и представители бизнеса, поэтому перед студентами и выпускниками открываются широкие возможности для коллаборации и новых проектов. После окончания магистратуры выпускники строят свою карьеру в ведущих учебных заведениях Москвы, министерствах и органах управления образованием, становятся экспертами и советниками в области образовательной политики и бизнеса, а также часто продолжают сотрудничество с НИУ ВШЭ.

Подробнее ознакомиться с очно-заочными программами магистратуры НИУ ВШЭ можно по ссылке.