• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно бежать как минимум вдвое быстрее»

О стартовавшей недавно в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ магистерской программе «Управление образованием» рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой институциональной экономики филиала Наталья Заиченко.

— Наталья Алексеевна, как возникла идея этой магистерской программы?

— Российское образование сейчас стремительно меняется. Для того чтобы «созревшие в слове» преобразования стали реальностью, нужны адекватные управленцы. В Санкт-Петербурге давно возникла необходимость создать современную магистерскую программу в области управления образованием, выпускники которой смогут решать задачи образовательной политики на уровне города, района, конкретной школы. Вышка всегда славилась умением обучить специалистов, способных проводить в жизнь новации и решать проблемы. Теперь нашим выпускникам предстоит продемонстрировать это качество в сфере образования. Магистерская программа Санкт-Петербургского филиала была в значительной мере вдохновлена программой «Управление образованием» Института развития образования (ИРО) московской Вышки. Думаю, не ошибусь, если назову в числе «родителей-вдохновителей» нашей магистратуры научного руководителя ИРО Исака Фрумина и директора ИРО Ирину Абанкину.

— На кого рассчитана эта программа — на людей, уже имеющих опыт работы в области управления образованием, или на тех, кто еще только собирается делать карьеру в этой сфере?

— В целом программа рассчитана на людей, которые уже работают в области управления образованием: директоров образовательных учреждений, муниципальных и городских чиновников, членов кадрового резерва системы образования Санкт-Петербурга. Однако конкурс был открытый, поэтому в принципе поступить мог любой, пройдя его. Я считаю, что наш идеальный магистрант просто знает, ради чего он пришел учиться — и все. Этого достаточно.

На мой взгляд, очень полезно, когда вместе учатся те, кто уже работает в сфере образования, и люди, пришедшие из других областей. Это обеспечивает свежий взгляд на проблемы и приток новых идей. Так что могу только пожелать нашим магистрантам без опыта работы в образовании попутного ветра. Я думаю, их ждут хорошие перспективы. Наша программа работает на основании соглашения с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Стратегия «Петербургская школа-2020» предполагает, что руководителями образовательных организаций должны становиться люди, имеющие степень магистра в области управления. А магистерских программ в области управления образованием в России пока очень мало.

Набор в магистратуру осуществлялся по конкурсу портфолио, куда входила различная информация об абитуриенте, его человеческом капитале: сведения о его образовании, занимаемой должности, опыте исследовательской работы. Большой вес в баллах имело ходатайство вышестоящего руководителя — это признание того, что человек обладает большим потенциалом и необходим организации в новом качестве.

Мы очень рассчитываем на то, что выпускники нашей магистратуры сразу же будут работать на город, включатся в процесс обновления системы образования Санкт-Петербурга. Именно этим обусловлена специфика набора.

— Наверное, было сложно подобрать преподавателей для такой новой области, как управление образованием? Кто будет преподавать в вашей магистратуре?

— В Санкт-Петербурге нет дефицита профессионалов самого высокого класса, которых можно было бы пригласить для преподавания и сопровождения научных работ магистрантов; 90 процентов наших преподавателей — профессора. Программа реализуется экспертами не только из филиала Вышки, но и из других лучших университетов города: Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Кроме того у нас преподают специалисты из Москвы (в частности, Московской высшей школы социальных и экономических наук). Ряд дисциплин преподается сотрудниками исследовательских организаций, например, у нас работает директор Института педагогического образования Российской академии образования Ирина Соколова.

При запуске программы перед нами стояла задача не просто собрать хороших преподавателей, но сразу же создать слаженную команду профессионалов или хотя бы ее ядро. Поэтому мы старались приглашать специалистов, с кем уже сотрудничали ранее. Я считаю, что собравшаяся в результате команда сможет реализовать программу. Среди нас — экономисты, педагоги, управленцы, социологи.В будущем предполагается привлечь к сотрудничеству действующих чиновников из комитетов города и управленцев из разных секторов экономики, а также, если «повезет», философов и психологов.

— Большинство ваших магистрантов работает в сфере образования и, скорее всего, имеет педагогические дипломы. В то же время программа предполагает большое количество курсов, связанных с экономикой и управлением. Смогут ли слушатели их освоить?

— Как правило, люди, работающие в сфере образования, отличаются «любопытством к знанию» и готовностью осваивать и адекватно применять любую новую информацию. Так что никаких проблем в освоении ими программы я не вижу. Я считаю, что мир, которым предстоит руководить любому управленцу, — это мир экономический.

Мне очень нравится взгляд на экономику и экономические проблемы, предложенный знаменитым экономистом Карлом Поланьи. Он очень точно разделил значение термина «экономический» на содержательное и формальное. К «содержательному» значению относится сам факт зависимости людей друг от друга и от природы. К «формальному» — конкретная ситуация выбора ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.

Идея нашей программы — это попытка соединить «содержательную» и «формальную», по Поланьи, части применительно к экономике образования. 60 процентов преподаваемых у нас дисциплин — это содержательная сторона экономики, то есть все управленческие курсы макро- и микро-уровня, а также социологические концепции. Остальные 40 процентов — формальная сторона — институциональная экономика, экономика образования, экономика общественного сектора. Помимо этого мы считаем, что человек, занимающийся управлением образованием, обязан изучить такие курсы, как «Управление образовательными системами», «Разработка и принятие управленческих решений», «Институциональные предпосылки региональной образовательной политики», эти курсы являются обязательными для всех обучающихся в магистратуре.

Связью между содержанием и формой экономико-управленческого образования наших магистрантов выступает перманентный (в течение 2,5 лет обучения) научно-исследовательский семинар.

— Предполагается ли уделить внимание специфике образовательной политики Санкт-Петербурга?

— Специфика региональной политики — это компонент ядра программы. Петербургская система образования относится к «продвинутым», особенно в плане экономических преобразований. У нас раньше, чем во всей России, вошли в норму жизни школы и нормативы финансирования, и новая модель оплаты труда, и системы оценки качества образования и качества труда учителя, и бюджетные сертификаты на повышение квалификации… Еще 5-6 лет назад это были пионерные разработки, а сейчас они же требуют модернизации — и это тоже специфика петербургского образования, ровно как в «Алисе в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ