• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

В 2017 году на образовательной программе «Востоковедение» произошли изменения: студентам, которые поступят в сентябре, предстоит учиться уже не четыре года, а пять лет. С чем связано такое решение  и что нового появится на программе, рассказывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.

 

Алексей Маслов

Что изучает востоковедение

Существует несколько ошибочных представлений о том, чем именно занимается востоковедение. Некоторые полагают, что востоковедение сосредоточено только на восточных языках, другие говорят, что востоковедение исследует современную экономику и политику Востока, а кто-то считает, что востоковедение изучает древний Египет, Месопотамию или древний Китай. Парадокс в том, что востоковедение не является ни одним, ни другим, ни третьим. Это наука, которая изучает, прежде всего, состояние и развитие восточного общества в разные периоды и, опираясь на эту базу,  показывает, какие существуют тенденции в экономике, политике, истории, культуре.

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина. Человек, решивший ею заниматься, с одной стороны, должен блестяще выучить язык и как минимум говорить на нем так, как говорят местные жители, а с другой — разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до региональной экономики и политики.

В России есть сложности с развитием и преподаванием востоковедения прежде всего из-за нехватки профессиональных кадров, а ведь это направление является крайне востребованным и со стороны абитуриентов, и со стороны государства, которое активно развивает отношения со странами Востока. Сегодня аккредитацией по направлению «Востоковедение и африканистика» в стране обладают всего чуть более 20 университетов. Восточные дисциплины иногда преподаются и в рамках «Зарубежного регионоведения» или «Международных отношений», но в таких случаях преподавание предмета получается урезанным.

Пятилетний бакалавриат

На образовательной программе «Востоковедение» за последний год произошел ряд серьезных и важных изменений. Наша программа изучения восточных языков — самая интенсивная в России, но стало понятно, что за 4 года мы не успеваем в полном объеме дать студентам и восточный язык, и остальные предметы. Именно поэтому в 2017 году был разработан новый стандарт обучения и введен пятилетний бакалавриат. Сейчас в мире существует тенденция к сокращению длительности обучения, программы стараются освоить за три года, чтобы поскорее начать работать. Но мы хотим быть честными с нашими студентами и их родителями и говорим, что ни за три, ни, к сожалению, за четыре года полноценным востоковедом стать невозможно. Восток — это особая «область знаний» со своей культурой и политикой. За пять лет мы успеем подготовить выпускников, которые смогут сразу пойти в профессию и работать в государственных организациях, министерствах, в частном бизнесе или СМИ. Но, подчеркну, что это бакалавриат, а не специалитет, поэтому у этих ребят, как и у любых других бакалавров, будет возможность продолжить обучение в магистратуре, в том числе и на англоязычной магистерской программе Школы востоковедения ВШЭ.

Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию

Мы разработали новый базовый учебный план с очень простой и очень жесткой логикой. Согласно этому плану, первый год все востоковеды обучаются самым необходимым предметам — это антропология Востока, история и культура. Со второго курса студенты разделяются на два потока. Первый — «Общество и культура Востока», в рамках которого изучаются  религия, современная и древняя история, искусство и даже кинематограф. Второй поток — «Социально-экономическое развитие Востока», он предусматривает больший упор на экономику. Мы решили в обязательном порядке ввести изучение математики и макроэкономики, так что люди, которые хотят заниматься именно экономикой Востока и использовать эти знания в своем бизнесе, должны понимать, что им придется изучать целый ряд сложных предметов.

По сути многие наши студенты и до этого учились пять лет, потому что после третьего курса отправлялись на стажировку в другую страну, возвращались и учились еще год. Но из-за этого и у студентов, и у Вышки возникали проблемы с оформлением документов, потому что понятие «стажировка» не включено ни в один учебный план. С 2017 года мы предоставляем студентам опцию: на 4 курсе они либо уезжают в страну изучаемого языка, либо остаются здесь, но четвертый год в любом случае почти полностью посвящен изучению языка. Сейчас каждый год на стажировку желают поехать чуть более 30% наших студентов. Мы предполагаем, что в новых условиях их число увеличится до 50-60%. Мы стараемся получить как можно больше стипендий от различных фондов, чтобы студенты учились бесплатно, а тем, кто учится платно, университеты-партнеры ВШЭ предоставляют скидку 30% и более.

На пятом курсе планируется уделять меньше времени языкам, так как акцент будет сделан на изучении современных проблем Востока и написании диплома. Таким образом, мы получаем нормальный, европейский стандарт обучения востоковедению с сохранением лучших российских традиций.

Комплексная подготовка

На мастер-классах я часто рассказываю, почему для продажи самых простых вещей, предположим, в Китай, нужно разбираться не только в цепочках поставок, но и в культуре страны. Есть, казалось бы, простая задача: продать тульский пряник в Китай. Чтобы это сделать, нужно знать ответы на массу вопросов. Приемлем ли вкус тульского пряника для китайцев? Где он понравится больше — на севере или на юге страны? Штамп на прянике должен быть на русском или на китайском языке? А упаковка должна быть красная или зеленая? Как надо себя вести во время переговоров? С кем договариваться о поставках: со сбытовой сетью или, может быть, с парткомом? Возникает целый слой культурных проблем, с которыми не сталкиваешься при поставке товаров на Запад. Именно из-за незнания культурной специфики проваливаются очень многие хорошие российские инициативы на Востоке.

Еще со времен Советского Союза востоковедение пытаются рассматривать как очень узкую дисциплину, потому что в рамках нее человек сразу выбирает, литературовед он или политолог. С одной стороны, определиться со специализацией с самого начала очень полезно, но от 17-18-летнего студента трудно этого требовать. У нас учились люди, которые начинали заниматься экономикой Востока, а потом понимали, что им на самом деле интереснее культура или религия. Поэтому мы считаем, что наша задача — подготовить комплексного востоковеда, который, с одной стороны, специализируется на одной из дисциплин, например, на культуре Востока, но в то же время ориентируется и в экономических, и в политических тенденциях. Мы стараемся дать всестороннее образование и не обманываем людей, говоря, что знание китайского или японского языка — это уже востоковедение, потому что язык — это всего лишь инструмент для понимания общих восточных тенденций.

Иностранные языки

Высшая школа экономики — единственный университет в России, который гарантирует, что при поступлении на программу «Востоковедение» студент будет изучать именно тот восточный язык, который выберет сам. В других вузах бывают ситуации, когда человек целенаправленно поступает на одно региональное направление, а в зависимости от набора может получить совсем другое. Конечно, мы идем на риск, потому что до последнего момента неясно, сколько людей на какой язык пойдет, и мы должны уметь предсказывать эти волны, которые часто нельзя объяснить рациональными причинами.

Наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет

Сегодня студент может выбрать для изучения один из четырех языков: китайский, японский, корейский или арабский. Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию. Теоретически это можно было бы сделать и раньше, но нагрузка распределялась так, что был большой риск не выучить как следует ни один, ни тем более два языка. Нельзя забывать и о том, что наши абитуриенты должны кроме всего прочего хорошо владеть английским языком.

Перспективным сейчас является изучение Турции и стран Юго-Восточной Азии, есть большой интерес к языку фарси и персидскому направлению, а так же к Индии, хотя внутри этой страны очень много языков. В ближайшей перспективе мы рассматриваем возможности открыть как минимум одно из этих направлений.

Международное сотрудничество

Важной частью нашей образовательной программы является партнерство с другими университетами. Все студенты после окончания первого курса едут на летние школы в страны изучаемого языка. Мы сотрудничаем с Городским университетом Гонконга, Университетом Акита в Японии, Шанхайским и Даляньским университетами. Благодаря усилиям международного отдела Вышки были заключены новые договоры с Индонезией и Монголией, а в декабре был подписан протокол с Мальтой о потенциальном развитии совместных программ, в том числе и по востоковедению.

Одним из важных совместных проектов Школы востоковедения и международного отдела ВШЭ является разработка раздела портала Вышки на китайском языке. Он действительно написан по-китайски, а не просто с помощью китайских иероглифов, и в этом заключается его главное отличие от аналогичных разделов в других университетах.

Взгляд в будущее

Так называемая политика поворота на Восток была объявлена в России в 2014 году, а фидбэк мы получили только в 2016 году, когда прием составил 230 человек и стал самым большим в России. Я полагаю, что этот интерес продержится еще какое-то время. Пока еще ощущается явная нехватка профессиональных востоковедов в крупных министерствах и ведомствах, а также в средствах массовой информации, где о Востоке пишут с большими ошибками.

Можно сказать, что сейчас массового интереса к России на Востоке нет, и одна из наших задач — пробуждать этот интерес. Нужно понимать, что Восток очень разный и неоднородный. Например, выпускники советских вузов на Ближнем Востоке формируют свои ассоциации и пытаются как-то развивать с Россией экономические отношения. А вот приток китайских студентов в Россию сейчас упал. Это, на мой взгляд, связано с некоторыми ошибками российской образовательной политики, а также с очень большим количеством стипендиальных программ, которые предлагают новозеландские, британские и канадские вузы. Несмотря на падение студенческого интереса, в Китае, Японии и Южной Корее увеличилось количество изучающих Россию аналитических центров.

Средства массовой информации Востока представляют собой очень замкнутую систему. В Китае, например, нет ни Фейсбука, ни ВКонтакте, и вести работу приходится в китайской среде интернета, обладающей своим собственным, не похожим ни на что языком. Новое поколение востоковедов должно, в том числе, уметь работать в этих новых условиях и владеть этим языком. Того Востока, который мы изучали в 80-х годах, уже нет, и наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет.

Общеуниверситетский День открытых дверей, на котором можно узнать про образовательную программу «Востоковедение», состоится 19 февраля.