• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Победа в Конкурсе НИРС — залог того, что исследование и правда качественное»

Екатерина Столярова и Карина Никитина в этом году оканчивают программу «Экономика». За четыре года студентки успели многое: занять призовое место в конкурсе НИРС, найти работу мечты в «Тинькофф» и приступить к дипломной работе, которая поможет бизнесу развиваться. Как крепкий фундамент по математике и аналитике помогает добиваться карьерных и научных высот — Екатерина и Карина рассказывают в интервью.

«Победа в Конкурсе НИРС — залог того, что исследование и правда качественное»

© iStock

— Расскажите, почему вы выбрали программу «Экономика» в Питерской Вышке?

Екатерина Столярова:

— В старших классах мне нравились обществознание и математика и казалось, что экономика — это что-то среднее, что объединяет анализ поведения людей и математические методы. Потом я посетила День открытых дверей Питерской Вышки, где Сергей Гелиевич Коковин рассказал, что в университете экономика преподается с опорой на математику, это меня как раз и привлекло. Так я и определилась с будущей профессией, но учиться хотела в родном городе — Нижнем Новгороде. Хотя в Петербург документы тоже отправила и неожиданно для себя прошла на бюджет. И подумала: «А почему бы не воспользоваться шансом?»

Карина Никитина:

— Экономика мне тоже нравилась еще в школе, поэтому я поступила на экономиста в родном городе — Новосибирске. Но я всегда мечтала перебраться в Москву или Петербург и спустя полгода учебы попробовала перевестись в Вышку. В петербургском кампусе прошла на бюджет, чему была очень рада: я знала, что здесь сильная программа по экономике. Ни дня не жалела о своем выборе, потому что почувствовала себя на своем месте в вышкинском сообществе.

— Что вам нравится в обучении?

Екатерина Столярова:

— Вокруг меня очень крутые люди: амбициозные и заточенные на развитие. Рядом с ними хочется добиваться высоких результатов в учебе, искать интересные стажировки. При этом все ребята очень добрые и открытые, и общаться с ними — одно удовольствие.

Если говорить про учебу, то я очень довольна математической базой, которую нам дают. Например, у нас были сильные курсы по эконометрике и теории вероятности. Многим они тяжело давались, но мне нравилось их изучать. Да и все усилия того стоили: математические модели, которые мы проходили, пригодились мне для исследований и работы в компании «Тинькофф».

Карина Никитина:

— Для меня сильная математическая подготовка — тоже большой плюс. Порой и правда было сложно, но на программе отличные преподаватели: благодаря им у меня за плечами прочный фундамент. Курс по эконометрике полезен не только для экономистов, но и для других специальностей — например, дата-сайентистов. Я и сама работала на этой позиции в «Тинькофф», поэтому знаю, о чем говорю.

И все же в последнее время меня больше тянет к менеджменту: уж очень понравился мне курс по маркетингу в прошлом году. За время интенсивной учебы я привыкла разбираться во всем основательно, поэтому я легко погружаюсь в новую сферу.

— С чего начался ваш исследовательский путь?

Екатерина Столярова:

— И у меня, и у Карины есть цель — поступить в магистратуру. И чтобы обзавестись классным портфолио, мы стараемся как можно чаще участвовать в научных конкурсах и конференциях. На втором курсе я, например, выступала на конференции «Молодежь в науке» с исследованием о том, как связаны доход и знание иностранных языков. Это была работа, написанная на курсе по экономике труда.

Карина Никитина:

— А на третьем курсе мы с Катей работали вместе над курсовой работой. И уже тогда знали, что отправим ее на какой-нибудь конкурс или конференцию. На защите нам поставили «десятки», и тогда сомнений не было, что нужно куда-то подаваться. Я думаю, что у многих студентов Конкурс НИРС на слуху — главное научное соревнование в Вышке как-никак. Мы тоже о нем были наслышаны, поэтому наш выбор пал на него.  

— Почему вы решили работать вместе и кто за что отвечал?

Екатерина Столярова:

— Мы обе с Кариной приехали из небольших городов, вместе жили в общежитии. И по учебе мы всегда были на одном уровне, часто помогали друг другу. Как-то сразу стало понятно, что у нас много общего, и мы решили, что будет здорово работать вместе. Не могу сказать, что мы как-то делили обязанности, все вопросы мы старались решать вместе. Но, пожалуй, Карина больше отвечала за код. На мне же была теоретическая часть исследования, потому что мне легче работать с источниками и структурировать текст.

Карина Никитина:

— Работать вдвоем было очень комфортно! Мы созванивались, чтобы обсудить, что каждая из нас нашла, и побрейнстормить вместе, получалось всегда суперэффективно.

Написание кода — отдельная сложность, это ведь не так, что ты берешь идеальные данные и строишь модельки, нужна большая подготовительная работа. Мы очень много внимания уделили тому, какую выборку мы изучаем: бывало, что часами сидели над стостраничными таблицами в Excel и разбирались, какая цифра к чему подходит. Но в этом и сильная сторона нашей работы: ведь чем чище данные, тем точнее результаты.

— Давайте остановимся подробнее на вашем исследовании. Что вы изучали и к чему пришли?

Екатерина Столярова:

— Наше исследование посвящено тому, как личные качества влияют на доход женщин и мужчин. Мы анализировали карьерную историю респондентов с разными чертами личности из «большой пятерки»: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Данные мы собирали не сами, а взяли готовые результаты в базе данных РМЭЗ НИУ ВШЭ.

Карина Никитина:

— Основная математическая модель, которая используется в похожих экономических исследованиях, — это регрессия. Мы строили регрессии разных видов, чтобы посмотреть, как черты личности влияют на доход или на то, есть ли у человека работа. Наверное, сложность была только в том, что в некоторых моделях пришлось разбираться с нуля. Одна из таких — разложение Блайндера-Оахаки. Это надстройка над линейной регрессией, которая часто используется в исследованиях про разрыв в зарплате. Поначалу было сложно понять, какие результаты у нас получаются, но благодаря литературе мы быстро разобрались.

Екатерина Столярова:

— Если говорить о результатах, то оказалось, что на зарплату негативно влияет невротизм. Он же снижает шансы человека найти работу. А вот экстравертам и более открытым новому опыту людям все дороги открыты: благодаря налаженным социальным связям они быстрее двигаются по карьерной лестнице и, следовательно, повышают свое влияние и доход.

— Что дало вам участие в конкурсе НИРС?

Екатерина Столярова:

— Главное, что мы достигли своей цели — заняли второе место, тем самым увеличив свои шансы на поступление в магистратуру.

Карина Никитина:

— Все верно, но есть и другие бонусы. Например, я часто сталкиваюсь с тем, что не понимаю, насколько моя работа хороша. Да, мы получили «десятки», но объективно оценить себя все равно бывает трудно. И для меня победа в конкурсе НИРС — это крутой залог того, что наше исследование и правда качественное, а мы с Катей молодцы!

— Какое будущее у вашего исследования?

Карина Никитина:

— Продолжать исследование мы не планировали, потому что уже изучили данные вдоль и поперек. Сейчас мы пишем дипломную работу, она кардинально другая. Анализируя данные крупной компании, мы хотим предложить бизнесу модели, как прогнозировать спрос по разным характеристикам покупателей. Исследование мы проводим на базе Центра теории рынков и пространственной экономики и консультируемся с разными преподавателями лаборатории.

Екатерина Столярова:

— Для бизнеса польза нашего исследования в том, что модели, которые мы разработаем, помогут спрогнозировать доход компании в зависимости от расположения филиала. Будут учитываться разные факторы: число конкурентов в регионе, средний доход жителей и проходимость в районе. Да, похожие модели уже есть, но отличие нашей работы в том, что мы проверим их на более детальных характеристиках пользователей. Помимо этого, мы проанализируем клиентов магазинов из разных ценовых сегментов. Это поможет бизнесу создавать маркетинговые стратегии для разной аудитории.

— Вам уже доводилось применять знания на практике?

Карина Никитина:

— Да, на этой неделе уже год как я работаю в «Тинькофф». Я попала на стажировку по программе «Тинькофф старт», по которой компания набирает студентов. Отбор проходил в несколько этапов: сначала нужно решить кейсы и задания по математике, а потом пройти собеседование.

Мой путь в «Тинькофф» яркий и насыщенный! Сначала я стажировалась в отделе Data Warehouse и занималась хранением данных. После этого я стала продуктовым аналитиком и мне поручили проводить AB-тесты и отправлять запросы к базам данных через SQL. Сейчас же я занимаюсь бизнес-анализом: тестирую гипотезы по тому, как улучшить опыт пользователей и предлагать им полезные продукты. В «Тинькофф» переходы внутри компании только приветствуются, и это очень здорово. И спасибо Вышке, что благодаря полученным знаниям мне легко удается пробовать себя в разных областях. Мои руководители как-то рассказывали, что они любят брать на работу тех, у кого хорошо с математикой и аналитикой. И среди моих коллег много ребят из Вышки.

Екатерина Столярова:

— Я тоже пришла в компанию по стажировке от «Тинькофф старт» и уже полгода работаю финансовым аналитиком. С командой мы создаем финансовую подушку для банка — резерв на случай, если заемщики не будут платить по кредитам. Я работаю с финансовой отчетностью: смотрю прибыль и убыток разных продуктов и на основе этих данных рассчитываю размер резерва.

«Тинькофф» — это IT-компания, для большинства специальностей нужно уметь работать с кодом. Я, например, часто использую SQL, с которым я научилась работать в Вышке. Но и экономика здесь тоже очень нужна: чтобы понимать, как работают денежные потоки, строить финансовые модели и правильно рассчитывать кредитный риск. Теорию для этих задач я узнала на курсах «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Теория вероятности» и «Математическая статистика».

Работа в крупной компании — очень интересный и полезный опыт! Мне нравится применять изученные модели в работе, аргументировать те или иные финансовые решения с помощью аналитики. Это круто — быть причастной к тому, как компания быстро развивается и приносит пользу большому числу клиентов. А еще «Тинькофф» заботится о сотрудниках, у нас классный офис и команда — все ребята интересные, умные и позитивные. В случае, если я чего-то не знаю, мне легко попросить помощи у коллег.