• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из Ozon в «Тинькофф»: выпускник программы «Экономика» о работе аналитиком

Александр Сенаторов окончил программу «Экономика» в 2022 году. Еще в студенчестве он начал карьеру аналитика: сперва выиграл стажировку в Ozon Camp, потом стал младшим маркетинговым аналитиком. После выпуска Александр заинтересовался продуктовой аналитикой и после шести собеседований попал в команду геймификации в «Тинькофф». О карьерном пути выпускника — в материале.

Из Ozon в «Тинькофф»: выпускник программы «Экономика» о работе аналитиком

Фото из личного архива Александра Сенаторова

Поступление и первые впечатления

Я хотел попасть в Вышку с самого начала: мои лицейские преподаватели говорили, что это очень крутой университет. Куда поехать — в Москву или Петербург, я тогда не задумывался. Оба города я знал плохо, потому что жил в Краснодаре. Самое сложное было — выбрать направление. Сначала я пошел на одно, проучился там полгода и понял, что мне нужна более узкая специализация. Тогда я присмотрелся к экономике в Питерской Вышке.

В Питерской Вышке мне сразу понравилось то, как устроено образование: на что университет делает упор, какие навыки раскрывает. За все четыре года я не написал ни одного бесполезного реферата. Зато у нас регулярно были командные проекты и презентации — все, как в больших компаниях. 

Еще меня впечатлила система оценивания: все понятно и объективно. У нас всегда были четкие и подробные критерии, много письменных работ и накопительная оценка, так что один неудачный ответ на устном экзамене не играет такой роли. Если честно, я не понимаю, как без этого живут другие вузы.

Что касается самой программы, на ней действительно было сложно учиться, но в хорошем смысле. Знания, которые нам дали, так или иначе осели в голове. Может, я сейчас уже и не помню всех формул, но их суть объясню запросто. И предметы оказались полезными для будущей профессии: у нас было очень много эконометрики, статистика, Python и SQL. Все эти знания в совокупности образуют стройную систему. 

Дополнительные знания можно получать на майнорах — это специализация по выбору. Многие мои знакомые тогда пошли на «Анализ данных», и это было полезно. Но я выбрал другой путь и записался на «Европейское пространство». Мне просто хотелось узнать больше о том, как устроена экономика в ЕС, и я пошел за интересной для себя темой.

Начало карьеры

О карьере я задумался в конце третьего курса. Это было летом 2021 года, когда ковидные ограничения начали отступать, но при этом многие вакансии и стажировки все еще проходили удаленно. Совмещать работу с учебой при таком раскладе было легче, момент подходил для старта карьеры идеально.

К аналитике я пришел не сразу. Изначально больше думал о консалтинге, многие мои знакомые выбрали именно эту стезю. Но сейчас я понимаю: консалтинг — это не мое. Там более интенсивный темп работы над проектами и нужно регулярно общаться с заказчиками. А аналитика всегда притягивала меня тем, что в данных всегда можно найти полезные для бизнеса инсайты, которые не даст насмотренность или интуиция. При этом аналитика приближает к миру IT, но не отрывает от нужд бизнеса.  

Свой первый оффер на стажировку я получил от L’Oreal. Та позиция не предполагала конкретных задач, она в целом была связана с аналитикой в ретейле, продажах и прочем. Но я решил немного подождать с ответом, потому что параллельно подался на стажировку в Ozon Camp. Мне показалось, что в IT-компании мне будет интереснее и перспектив там будто бы больше.

Отбор на Ozon Camp состоял из нескольких этапов. Финальным была бизнес-игра, которая проходила в Москве. Из бонусов — за билеты мы ничего не платили, все сделала компания. Сама игра была немного нервная. Нас разделили на команды, потом дали задачку, которую нужно было решить. В процессе рядом с нами кружило жюри, которое ловило каждое наше слово и оценивало навыки. Мне показалось, я выступил слабо, но решил не расстраиваться: все-таки это опыт. А потом меня пригласили на стажировку!

Стажировка в Ozon Camp

Когда я только попал в Ozon Camp, то еще мало что умел. Конечно, на это смотрели сквозь пальцы: я же стажер, от меня не было заоблачных ожиданий. Но я решил взять от стажировки максимум: знания Python и SQL укрепил именно тогда.

Задачки у стажеров были самые простые. Они были связаны с внутренними данными компании. Например, нужно было посчитать, за сколько кликов пользователь приложения Ozon доходит от главной страницы до оформления заказа. И вот мы смотрели, какой путь проходили клиенты, что они делали в процессе, обо что спотыкались. Или вот еще задача: мы считали, сколько заказов должен совершить пользователь, чтобы превратиться в постоянного клиента. Иногда мы собирали аналитику для рекламы: смотрели, какие push-уведомления на одну и ту же тему собирали больше кликов. Но какими бы простыми ни были такие задачи, все они — про пользу. Мы помогали бизнесу принимать решения, пусть даже и небольшие.

Через такие маленькие, но важные задачи, я почувствовал, что имею ценность для команды и даже могу на что-то влиять. Мне очень нравилось это ощущение. Но в то же время я жутко стрессовал. Каждая ошибка воспринималась как конец света. Иногда хотелось провалиться сквозь землю. Но постепенно я стал спокойнее и понял, что требую от себя слишком много.

В целом благодаря стажировке я стал увереннее. Появилось общее понимание, как работает бизнес, а особенно — большой. После этого было уже не страшно задумываться о работе в большой компании. 

Для учебы стажировка тоже оказалась полезной. Когда есть опыт работы в большом коллективе, понятно, как переносить его на учебные проекты. Проще продумывать структуру работы над любой задачей. Понятно, когда нужен созвон, а когда — нет, и можно разобраться с проблемой по ходу. Словом, у меня стало лучше с менеджментом.

Работа в Ozon

Когда Ozon Camp закончилась, меня взяли в штат младшим аналитиком. Задачи не особенно изменились, просто стало больше ответственности за результат. Кроме того, от сотрудника уже ждут инициативы, какого-то собственного взгляда. Стажер, наоборот, во многом опирается на то, что говорит руководитель.

В Ozon была очень классная атмосфера. Все, как в мечтах об IT-компании: никакой жесткой иерархии, почти все сотрудники общаются друг с другом на «ты». Любая инициатива снизу поощряется. Корпоративная культура — яркая и лояльная. Нет такого, что нужно начинать и заканчивать работу в определенное время. График гибкий, комфорт сотрудников учитывается. Например, когда у меня была сессия на четвертом курсе, с меня не так много спрашивали. Наоборот, ко мне отнеслись с пониманием. Раньше я считал такой подход роскошью. Теперь для меня это необходимость.

Переход в «Тинькофф»

Я проработал в Ozon почти два года, но меня начало настигать выгорание. Работа превратилась в рутину, задачи напоминали одна другую. Я перестал чувствовать, что развиваюсь и приношу пользу. Тогда-то и задумался: «А может, сменить специализацию?» И постепенно я отошел от маркетинговой аналитики и занялся продуктовой, а потом попал в «Тинькофф».

Вообще мысль о банковской сфере меня давно грела, очень хотелось к ней прикоснуться. Все-таки я — экономист по образованию.

Почему именно «Тинькофф»? Мне в целом нравится история «желтого банка»: как он пришел к своему нынешнему облику. Все-таки первый банк без банкоматов, где все онлайн, — по тем временам это была технологическая революция. Это сейчас финтех в России уже очень развит, а тогда все только начиналось. И вот эта романтика инноваций в «Тинькофф» привлекла и меня.

Попасть в «Тинькофф» было не так-то просто. Да, я уже дорос к тому моменту до middle-аналитика, но мне пришлось пройти шесть собеседований. Первое — с HR-специалистом, второе — техническое, третье — о навыках, и остальные — уже с командами. Мои шансы на успех увеличила знакомая с «Экономики», которая уже работала в «Тинькофф». Она заметила, что я собеседуюсь в компанию, и сама, без моих просьб, порекомендовала меня взять. Так я и оказался в компании, нетворкинг тоже работает!

В «Тинькофф» я работаю в команде геймификации — это использование игровых механик в неигровом контексте. То есть мы придумываем всякие фишки, которые превратят использование какого-то продукта в привычку. Хороший пример геймификации — приложение Duolingo, где можно изучать иностранные языки. Это уж точно не игра, там нет сценария. Зато есть какие-то механики вроде рейтинга, напоминалок, дополнительных жизней и так далее. Итог — человек привыкает к приложению и постоянно в нем зависает. Мы в «Тинькофф» стараемся адаптировать игровые механики под банковский контекст. Наша цель в том, чтобы клиент вовлекался, заходил в приложение почаще и осознавал ценность от использования продукта. Один из самых известных примеров геймификации — игра «Пять букв». Клиенты, которые отгадают в приложении слово дня, получают повышенный кэшбек у партнеров и другие подарки.

Мой типичный рабочий день

Утро я начинаю с планирования. Заглядываю в список задач и смотрю, чем займусь сегодня в первую очередь и что стоит отложить. Потом в 12:00 у нас общий командный созвон, где мы обсуждаем статусы задач. Там собираются аналитики, редакторы, дизайнеры, продакт-менеджеры… Словом, все-все-все. Уже потом, после планерки, я приступаю к задачам. Иногда мне нужно посоветоваться с другими аналитиками и узнать, какие метрики они используют. И только после этого я анализирую данные и составляю ежедневный отчет, нахожу и подсвечиваю ошибки.

Мне очень нравится моя работа, потому что я постоянно узнаю что-то новое. И об аналитике, и о банковских процессах. При этом особенно приятно, что я могу тестировать разные гипотезы, пробовать новое — в этом смысле мы свободны. Нет никаких рамок.

Планы на будущее

Из той точки, в которой я нахожусь, можно развиваться в двух направлениях: экспертном и менеджерском. Я могу выбрать первый путь: углубить свои знания в анализе данных и стать незаменимым. Или же я могу развиваться в управлении: растить стажеров и младших аналитиков, выстраивать процессы внутри команды так, чтобы всем было комфортно. Мне как раз интереснее менеджерская ветвь, и я пошел на курсы менторинга в «Тинькофф», чтобы руководить вдумчиво.

Советы для тех, кто хочет строить карьеру во время учебы

Соберите как можно больше информации о компаниях, конференциях, летних школах и стажировках. Возможностей больше, чем кажется на первый взгляд.

Если в портфолио нет реальных работ, придумайте проект сами. На примере pet-проекта вполне реально показать свои навыки и объяснить работодателю, что вы уже умеете справляться с такими задачами. 

Не бойтесь пробовать и ошибаться. Да, такое бывает, что какая-то область не понравилась или что стажировка не «зашла». Не зацикливайтесь на чем-то одном, лучше ищите то, что покажется увлекательным именно вам.