• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Региональные реформы и авторские школы — чем запомнится Четвертая школьная реформа ее участникам

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялась научная встреча об уроках Четвертой школьной реформы. В ней приняли участие эксперты из сферы образования, принимавшие важные образовательные решения, когда реформа увидела свет. В ходе встречи участники поделились своим видением целей и результатов реформы.

Региональные реформы и авторские школы — чем запомнится Четвертая школьная реформа ее участникам

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Четвертая школьная реформа — это проект реформ, разработанный Временным научно-исследовательским коллективом «Школа» и принятый на Всесоюзном съезде работников образования в 1988 году. Началом Четвертой реформы можно считать аналитический доклад, подготовленный рабочей группой Министерства образования правительству РСФСР. Стратегия, представленная в докладе, была ориентирована на защиту образовательной системы в условиях перехода к рынку, ее развитие в переходный период и более отдаленной перспективе.

На прошлой неделе Питерская Вышка стала площадкой для дискуссии экспертов, которые принимали участие в реализации реформы в девяностые годы на разных должностях, — министров и заместителей министров образования, депутатов Государственной думы, директоров школ и педагогов. Итогом встречи станет коллективная монография, в которой эксперты представят анализ целей и результатов реформы, а также решений, принимаемых ими в этот период.

В начале семинара со вступительным словом к гостям обратился Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, и пожелал участникам успешной и продуктивной работы. О целях и задачах заседания рассказал руководитель научной встречи — Олег Лебедев, член-корреспондент Российской академии образования, ведущий эксперт Центра довузовских программ Питерской Вышки. Олег Ермолаевич отметил, что коллективный труд об уроках Четвертой школьной реформы будет полезен для будущего поколения реформаторов системы образования. Спикеры сошлись во мнении, что монография должна быть доступна широкому кругу читателей — от директоров школ до родителей.

Анатолий Каспржак, кандидат педагогических наук, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Анатолий Каспржак, кандидат педагогических наук, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

На мой взгляд, эта книга будет актуальна для тех участников образовательного процесса, кто попал в «окно перемен», как и мы сами 30 лет назад. И если этот сборник статей попадет в руки такому читателю, то, наверное, он сможет избежать ошибок, которые совершало наше поколение.

Когда я был депутатом, я понял, как важно обращаться за советами к различным экспертам, чтобы потом, сравнивая их мнения, принимать управленческие решения. Этот принцип важен и для системы образования: прежде чем проводить новые реформы, управленцам необходимо поговорить с директорами школ, педагогами, родителями. С этой точки зрения наша книга служит помощником, поскольку представляет взгляды разных сотрудников образовательной сферы на те изменения, которые происходили в системе в девяностые годы. 

В ходе выступлений спикеры отмечали как положительные, так и отрицательные следствия Четвертой школьной реформы. Елена Казакова, член-корреспондент Российской академии образования и руководитель Института педагогики СПбГУ, в качестве позитивных изменений назвала появление авторских школ. В свою очередь Сергей Цыпляев, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса и главный редактор журнала «Власть», подчеркнул, что школы стали фокусироваться не только на знаниях, но и на навыках школьников. Спикеры отмечали и возможные векторы дальнейшего развития системы образования. Елена Ленская, одна из авторов Концепции языкового образования и директор центра изучения образовательной политики «Шанинки», отметила важность обмена педагогическим опытом и современными образовательными практиками с зарубежными школами.

Участники встречи много дискутировали о вариативности образования и распределении ответственности между педагогами и родителями за результаты учащихся. Не менее актуальным остается вопрос о том, должно ли образование быть единообразным или нужно учитывать региональные особенности. Опытом региональных реформ поделилась Виктория Прудникова, кандидат педагогических наук и директор Самарского филиала РАНХиГС. В девяностые годы Виктория Аркадьевна занимала должность заместителя министра образования и науки Самарской области. 

Виктория Прудникова, кандидат педагогических наук, директор Самарского филиала РАНХиГС

Виктория Прудникова, кандидат педагогических наук, директор Самарского филиала РАНХиГС

Подход, о котором я сегодня рассказывала, не столько педагогический, сколько менеджерский. Мы занимались организационно-финансовыми изменениями в региональной системе образования. В их числе: внедрение нормативного финансирования, автономность образовательной организации, структурные изменения сети сельских школ, создание ресурсных центров, таких как, например, Центр профессионального образования.

Изменений было много, но их основной посыл отражен в девизе, с которым наша команда приступила к работе: «Образование должно стать ресурсом для социально-экономического развития региона, территории и человека». На мой взгляд, эта идея отвечает и на многие вопросы, прозвучавшие сегодня. 

Во второй половине встречи спикеры обсудили содержание учебных предметов, преподаваемых в школах. Своим взглядом на преподавание математики поделился Алексей Семенов, член Российской академии наук и Российской академии образования. Алексей Львович отметил наиболее важные проекты, повлиявшие на развитие математического образования в российских и советских школах. 

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Математические уроки в школах прежде всего должны готовить учеников к реальной жизни. К сожалению, реальная жизнь все больше отдаляется от школ, и Четвертая школьная реформа мало способствовала сокращению этого разрыва. Единственная надежда могла бы быть на большую вариативность школьного образования: наличие разных учебников и разных путей для каждого учащегося. Но эти возможности сужаются в рамках того, что можно называть контрреформой.

Все больше и больше математики в реальной жизни передается компьютерам. В этой связи создание математических приложений остается делом чисто творческим, человеческим. В эту сторону и должна развиваться школьная математика. 

В конце встречи участники обсудили этапы подготовки коллективной монографии. Первые варианты статей будут готовы в апреле, а уже в конце 2024 года книга выйдет в печать. Монография задумана как диалог поколений: в нее войдут не только наблюдения участников реформы, но и статьи молодых педагогов. В книге также будут представлены архивные документы, которые дают понимание настроений педагогической общественности в 1991 году.