• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательная траектория

Юлия Васильева, руководитель учебно-методического отдела НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург рассказывает об инновациях в образовательном процессе Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского кампуса, в частности.

Юлия Васильева, руководитель учебно-методического отдела НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург рассказывает об инновациях в образовательном процессе Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского кампуса, в частности.

Мобильный студент

У студентов в рамках образовательных стандартов существует очень много возможностей. Одна из них реализуется в рамках академической мобильности. Студент может строить индивидуальный учебный план с учетом своих интересов, с учетом своих профессиональных потребностей, исследовательских интересов. Несмотря на то, что Вышка работает во всех кампусах по единым образовательным стандартам, преподавательский состав, образовательная среда городов, где находятся кампусы, разные. Поэтому никогда не бывает одинаковый набор дисциплин. Даже если  дисциплины звучат одинаково, их все равно преподают совершенно разные люди. И поэтому шанс поучиться модуль или два в кампусах других городов, расширяет образовательные возможности студентов.

Мобильность бывает разная: внутривузовская, межвузовская и международная. Мы предлагаем интенсифицировать процесс внутри Высшей школы экономики, потому что мы видим внутри университета огромные ресурсы для того, чтобы студенты могли выстраивать свое образование так, как им интересно и полезно. Но мы поощряем и международную мобильность, и будем стараться развивать партнерские связи с разными вузами.

У нас уже есть представление о том, какое количество студентов примет участие в обмене на следующий учебный год. Надо сказать, что самыми активными оказались студенты факультетов экономики, социологии и менеджмента: на следующий год по 10 - 20 человек от каждого факультета отправятся в Москву. Часть ребят поедет первого сентября, на первый семестр; часть ребят будут учиться в столичном кампусе в 3-4 модуле. Это зависит от учебного плана; и надо сказать, что преподаватели и сотрудники факультетов Московского и Санкт-Петербургского кампусов провели огромную работу по согласованию учебных планов, так чтобы ребятам было проще адаптироваться к учебному процессу в другом кампусе и не испытывать серьезных трудностей по возвращении в родной.

Мы надеемся, что очень интересным будет опыт факультета истории, потому что не только студенты из Петербурга отправятся на обучение в Москву, но и факультет истории примет у себя московских студентов. Их пока немного, планируем принять 5 человек, но для самого малочисленного и юного факультета нашего кампуса это уже большое достижение. Мы рады, что есть ребята, которые хотят учиться у петербуржских преподавателей.

Зачем идти в учебные ассистенты

Очень важно вовлекать студента в процесс преподавания. Студент оказывается в новой для себя роли преподавателя, которая позволяет ему глубже изучить дисциплину, он оказывается «на кухне» вместе с преподавателем и под его руководством готовит то «блюдо», которое потом будет принесено в аудиторию. Он познает весь процесс: и технологические аспекты, и содержание дисциплины, этические моменты, необходимые для преподавателя. Под руководством преподавателя он входит в профессиональную среду. Именно так рождаются педагогические школы, и именно так происходит воспроизводство педагогических кадров.

Второй важный момент заключается в том, что студенты, которые погружены в учебный процесс, несколько обделены другим опытом, так как в нашем вузе невозможно учиться несерьезно, студенты много времени проводят за занятиями. А для участников проекта создается возможность смены деятельности, что чрезвычайно способствует личностному развитию, еще и рядом со своими преподавателями, которых они уважают, ценят и хотят быть на них в чем-то похожими.

И наконец, материальная сторона вопроса. Мы поощряем пожелания студентов быть включенными в педагогический процесс, поощряем тех студентов, которые хотят приобрести педагогический опыт. Они получают материальное вознаграждение за свою работу.

«Учебный офис»

Главное в проекте ««Учебный офис»» – это управление образовательной программой как проектом. «Учебный офис» предполагает изменение походов к подбору персонала: выдвигаются  высочайшие требования к профессиональной квалификации, которая подтверждается регулярной аттестацией. Самое важное требование – это высокое знание английского языка с тем, чтобы сотрудники учебных офисов могли способствовать развитию международной мобильности.  Кроме языка необходим высокий уровень знания нормативной базы, начиная от Федеральных законов, потому что мы знаем, что законодательство в сфере образования меняется, с 1 сентября вступает в силу новый закон об образовании, который влечет за собой серьезнейшие изменения, и нужно очень хорошо понимать те процессы, которые происходят. Кроме того, у Высшей школы экономики своя очень обширная нормативная база,  начиная с собственных образовательных стандартов. Вышка – это особенное учебное заведение, которое действует на территории Российской Федерации, поэтому надо знания свои повышать с двух сторон: знание Федеральной базы и собственной нормативной базы.

В нашем кампусе есть большое количество очень компетентных сотрудников. Конечно они, если захотят, смогут принять участие в конкурсных процедурах на новые должности в учебные офисы. Мы сделаем этот конкурс максимально открытым. Так как опыта работы в формате «Учебного офиса» еще нет, в Москве проект тоже только стартовал, то сейчас мы вместе пытаемся понять, как это должно происходить. В Петербурге проект должен стартовать с начала нового учебного года, первый офис мы планируем открыть до конца 2013 года. Когда мы говорим о регулярной аттестации, очень важно, чтобы эта аттестация послужила стимулирующим фактором для постоянного повышения собственной квалификации каждым сотрудником.

Таким образом, Высшая школа экономики предъявляет высокие требования не только к студентам, но и к сотрудникам.

Подготовили Татьяна Чернова и Мария Жаркова