45% онлайн-аудиогидов создано художественными музеями: что еще можно рассказать об аудиоэкскурсиях музеев Москвы
Ирина Сизова и Виктор Дуров исследовали онлайн-аудиогиды музеев Москвы на платформе izi.Travel. При помощи веб-скрейпинга исследователи выяснили, какие музеи создают аудиоэкскурсии чаще остальных, в каких еще сферах они могут пригодиться и к кому обращаться, если нужно сделать увлекательный аудиогид.
Что и как исследовали
Аудиоэкскурсии становятся все популярнее из-за развития технологий и ограничений во время пандемии COVID-19. Благодаря аудиотурам музеи могут привлекать новую аудиторию через социальные сети и работать даже в условиях пандемии, а посетители не остаются без выставок.
Исследователи провели веб-скрейпинг — вручную отобрали 461 онлайн-аудиогид со 123 страниц московских музеев и их филиалов в сервисе izi.Travel. Эти данные стали основой для контент-анализа аудиогидов по шести критериям: чему или кому посвящен тур, кто участвовал в его создании, какая у него целевая аудитория, какие оценки получил тур на платформе, на какие языки он был переведен и был ли интегрирован с другими платформами — то есть упомянуты ли на странице аудиогида ссылки на ресурсы музея.
Сейчас исследователи собрали почти все аудиогиды музеев России на платформе izi.Travel — более 1800 записей. Изучение этих данных поможет понять, как обстоят дела с аудиотурами в других регионах страны, и предложить советы по тому, как музеи разных городов могут заявить о себе и привлечь новых посетителей.
Какие музеи создают онлайн-аудиогиды и для чего
Сначала исследователи изучили, какие музеи создают онлайн-аудиогиды и кому эти музеи принадлежат: государству, регионам, частным лицам, школам или ведомствам.
Рекордсменами по созданию аудиогидов оказались художественные музеи. Ими создано 45 % онлайн-аудиогидов, опубликованных на платформе izi.Travel. На втором месте — исторические музеи (38 %), а третье место почти поровну поделили литературные и естественнонаучные музеи. Большинство рекордов принадлежит государственным музеям.
Чаще всего онлайн-аудиогиды создаются под конкретные выставки (47 %) и экспозиции музеев (35 %).
Ирина Сизова, доцент департамента менеджмента Питерской Вышки
Есть несколько причин, почему онлайн-аудиогиды появляются с привязкой к чему-то. Во-первых, музеям хочется вовлекать посетителей в выставку по максимуму. Если раньше упор в основном был на зрительное восприятие информации, то сейчас в ход идут запахи, звуковое сопровождение и тактильность. Во-вторых, с аудиогидами информация становится доступнее. Не все готовы вчитываться в длинные тексты на этикетках и всматриваться в комбинации экспонатов. В-третьих, продуманное и захватывающее аудиосопровождение способно усилить эмоциональные впечатления зрителя. Более того, тому наверняка захочется разделить свой опыт с друзьями и подписчиками в соцсетях. Тем самым качественный аудиогид становится еще и хорошим способом продвижения музея.
Как сделать захватывающий аудиогид и где еще он может пригодиться
Создавая аудиогиды, музеи в основном ориентируются на взрослых слушателей — таких аудиотуров 70,4 %. На втором месте — аудиогиды для детей. Большую часть из них подготовил Государственный Дарвиновский музей, который знакомит маленьких посетителей с теорией эволюции и окружающим миром. Однако сделать аудиогид, способный заинтересовать ребенка даже во время долгой экскурсии, — сложная задача. Для этого музеи привлекают известных актеров или журналистов, которые превращают экскурсию в аудиоспектакль.
Этот же метод помогает захватывать внимание взрослых: профессиональными дикторами создано примерно 47 % аудиогидов московских музеев. К примеру, отправиться на экскурсию в сопровождении известного человека можно в Пушкинском музее и Третьяковской галерее. Кроме этого, Пушкинский музей является еще и более инклюзивным: здесь создано 16 аудиогидов, предназначенных для людей с особенностями здоровья.
Качественные аудиогиды зарождаются не только в сфере искусства, но и в образовании. Исследователи считают, что создание аудиогида для краеведческого музея может стать домашним заданием для школьников, которое поможет им научиться писать интересные тексты и проводить исследования. А еще аудиогид может служить учебным пособием на уроках истории, литературы, иностранных языков, изо и других.
Важное место аудиогиды занимают и во внутреннем туризме. Адиотуры izi.Travel предлагают отправиться на эскурсии пешком, на велосипеде, на машине и на городском транспорте. Исследователи пришли к выводу, что музеи тоже могут создавать аудиотуры по городу или по территории музейного комплекса (например, Царицыно, Коломенское и другие), чтобы расширить свою аудиторию. Аудиогид с увлекательной историей для пешей прогулки может заинтересовать слушателя и подтолкнуть его узнать больше об истории и культурной жизни города, но уже в музее.
Кому будут полезны результаты исследования
«Прежде всего, результаты исследования будут полезны музейным сотрудникам, которые налаживают коммуникацию музея с аудиторией и придумывают разные способы такого взаимодействия», — считает Ирина Сизова. В статье есть прикладные советы для музеев, которые помогут привлечь новую аудиторию и обосноваться в других сферах. Среди них — озвучка аудиогидов известными людьми или расширение аудиотуров до городских достопримечательностей.
Над исследованием работала Ирина Сизова, доцент департамента менеджмента Питерской Вышки, совместно с Виктором Дуровым, преподавателем Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко. Статья опубликована в научном журнале «Информационное общество».