Конкурс НИРС — 2023 стартовал: «Мы хотим, чтобы студенты занимались исследованиями с первых лет обучения»
1 сентября стартовал новый сезон открытого Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС), который направлен на развитие потенциала учащихся вузов, проявляющих интерес к академической деятельности. Подать работу на конкурс до 15 октября могут студенты, а также выпускники 2023 года российских и зарубежных вузов. В этом году НИРС исполняется 20 лет, и все это время председателем оргкомитета выступает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Сегодня в интервью он рассказывает об истории и этапах развития конкурса.
— Вадим Валерьевич, как появилась идея конкурса НИРС?
— Уже трудно вспоминать детали того, что происходило 20 лет назад, но идея совершенно естественная: в таком университете, как Высшая школа экономики, не может не быть конкурса научных работ студентов. А дальше, конечно, были люди, которые это все закрутили: в первую очередь — Татьяна Юрьевна Захарова, которая, кстати говоря, все 20 лет этот проект ведет, а также ее коллеги, им большое спасибо. Но и сами студенты сыграли здесь важную роль. Легенда гласит, что с такой инициативой выступили студенты факультета политологии. И на тот момент все началось с социальных наук, где мы были сильнее всего: экономика, менеджмент, социология, политология и право. Вот с этих пяти направлений все и поехало. С одной стороны, были университетские организаторы, а с другой — сами студенты, которые еще потом помогли электронную систему конкурса сделать. Потому что все начиналось с бумаги, вручную, а потом появилась электронная система, которая до сих пор работает и поддерживается. И здесь, кстати, стоит упомянуть Константина Якушева и Петра Федина, выпускников факультета бизнес-информатики, которые, собственно, основной вклад и внесли в формирование этой системы, им отдельное спасибо.
Для участия в конкурсе НИРС-2023 доступно 25 направлений — от бизнес-информатики и компьютерных наук до демографии и политологии. Подробнее о направлениях и требованиях к работам можно узнать на странице конкурса.
— Как вы считаете, имеет ли значение конкурс для развития академической среды Вышки в целом?
— Конечно, мы исследовательский университет и хотим, чтобы студенты начинали заниматься исследованиями с самых первых лет обучения. А тут важны точки входа: важно понять, как первые шаги сделать. Конкурс НИРС — прекрасный инструмент, позволяющий тебе сделать правильный первый шаг. И шаг, в общем, немаленький. Я могу вам сказать в качестве лирического отступления, что моя первая публикация в жизни — это студенческая публикация, которая вышла в результате участия в общесоюзной студенческой конференции в Новосибирске. Это знаменитая конференция, на которую со всего Союза съезжались молодые люди. Я стал одним из победителей, и в результате появилась первая статья. Для меня это оказалось большим стимулом, предметом гордости. С этого все и началось. И я не один такой. В Вышке полно таких ребят. Когда проводили опрос среди победителей и лауреатов конкурса НИРС, почти половина опрошенных сказали, что для них участие и победа в конкурсе стали первыми шагами в исследовательской области и построении карьеры. То есть конкурс их мотивировал на то, чтобы двигаться дальше. Это очень важно.
— Как на протяжении 20 лет менялась специфика конкурса? Какие изменения, на ваш взгляд, стали самыми значимыми?
— Во-первых, конкурс НИРС рос каждый год, фактически каждый год добавлялось в среднем по одному направлению. Как уже было сказано, все начиналось с пяти направлений, а сейчас их 25. То есть как раз 20 направлений за 20 лет и прибавилось. Откуда появлялись новые направления? Университет рос, у нас открывались новые факультеты, запускались новые направления, и, когда чувствовали, что наберется достаточное количество участников конкурса, происходило отпочкование. Естественно, становилось все больше участников. Начинали с Москвы, потом стали участвовать наши кампусы. И в какой-то момент — это было пять лет назад, в 2018 году, — конкурс стал открытым. Это было весьма серьезное решение. Одно дело — конкурс внутри университета, а другое дело — когда ты открываешься всей стране и миру, то есть приглашаешь участников из других стран. Новосибирская конференция, о которой я упоминал и которая так важна для моей личной истории, была как раз открытой. Я же не был студентом Новосибирского университета. Я мог приехать и вдобавок стать одним из победителей. У нас сегодня то же самое: можно участвовать всем. На внешние заявки приходится где-то 20% от общего числа. То есть если ты из другого университета, то ты тоже можешь участвовать и победить.
— Вы еще упомянули другие страны. Из каких стран в основном подают заявки, кроме России?
— Понятно, что это страны бывшего Союза. Также в конкурсе участвовали люди из США, Австралии, Италии, Австрии, Германии, Китая и из стран Африки. Фактически заявки приходят откуда угодно. Их, может, не так много, но все равно это важно. И конечно, важно то, что из российских вузов, в том числе ведущих вузов страны, присылают заявки: из МГУ, СПбГУ, МГИМО, Уральского федерального университета и многих других. Если брать результаты прошлого года, то там участники из СПбГУ, например, выступили сильно, среди победителей и лауреатов их оказалось немало.
— Насколько активно в конкурсе участвуют ребята из кампусов ВШЭ?
— Каждый год множество таких заявок, множество победителей и лауреатов — из кампусов. Если брать последний год, только из питерского кампуса было больше 30 победителей и лауреатов. А всего, кстати, победителей чуть менее 300. То есть они составили изрядную долю. Я каждый год бываю на награждении и вижу, что в числе победителей, занявших первые, вторые и третьи места, обязательно есть кто-то из кампусов, и это не один человек.
— Вы находитесь в сердце организационной структуры конкурса. Что она собой представляет?
— В эту работу вовлечено большое количество коллег — между прочим, очень занятых, — которые тратят на конкурс много своего драгоценного времени, понимая, насколько это важно. Итак, у нас есть оргкомитет, в котором 35 человек. Они представляют 25 направлений и принимают принципиальные решения: о правилах, если нужна корректировка, о направлениях, которые планируется открыть на следующий год. Они следят также за соблюдением правил, решают спорные вопросы, если они возникают. Далее — огромная армия коллег (более тысячи), которые выступают в качестве экспертов. Ведь каждую работу читают два эксперта, а если еще мнения сильно разошлись, то приглашается третий. Это нормальная практика и для «взрослых» конкурсов: если мнения расходятся, требуется третье мнение. В общем, вовлечено множество людей, которые читают эти работы, действительно тратят много времени и добросовестно это делают. Кроме оргкомитета и большого количества экспертов, есть еще предметные комиссии, которых, естественно, 25 — по числу направлений, и там еще человек 200 работают. Словом, это крупномасштабное мероприятие даже по меркам нашего большого университета.
— Как в таком случае обеспечивается беспристрастность оценивания работ?
— Во-первых, эксперт не один. Два мнения — это важный шаг к объективности. Во-вторых, конкурс анонимный, то есть работа читается без оглашения фамилии автора работы и эксперта, получается двойная анонимность.
В-третьих, разработаны критерии оценки. Там пять основных критериев, по которым каждая работа оценивается, они нужны, чтобы оценки не прыгали и сильно не расходились. Но главное, я вам хочу сказать, во всякой экспертизе — добросовестность и квалификация экспертов. И здесь, конечно, нам есть кого привлечь и есть кем гордиться.
— Как вы уже сказали, НИРС — хорошая возможность для того, чтобы внедриться в научное сообщество. А какие преимущества у победителей?
— Главное, конечно, участие, но есть и «плюшки» для победителей. Во-первых, те, кто занял первое место, получают по 20 000 в месяц в течение года. Победители и лауреаты получают возможность поехать на конференции, то есть им дают тревел-гранты на научные и образовательные мероприятия. Еще не забудем, что, кроме «плюшек» для студентов, есть «плюшки» для преподавателей, которые были научными руководителями. Если твой студент или студентка выиграли, ты получаешь статус лучшего преподавателя на следующий год. А это не только статус, но и дополнительные деньги на 12 месяцев, и это уже не мелочь. Если брать текущий год, то это около 150 человек преподавательского состава. Поэтому научный руководитель помогает студенту, а студент приносит благо руководителю: хорошие люди должны помогать друг другу.
— А как развиваться по окончании конкурса, вне зависимости от того, призер ты, победитель или просто участник? Как ребята в дальнейшем себя проявляют и куда они идут?
— Первое: если ты сделал хорошую работу, которая победила, то, наверное, хочется ее как-то продвинуть. Например, доработать и сделать из нее статью, опубликовать в каком-нибудь приличном журнале. Многие так делают, и правильно. Второе — это запал на будущее. Ты сделал работу, у тебя получилось — ты молодец. Значит, ты можешь также найти для себя какую-то новую задачу и что-нибудь еще интересное сделать. Третье: это достижение ложится тебе в портфолио. И оно пригодится, например, при поступлении в магистратуру (многие магистратуры принимают именно по портфолио). И я вас уверяю, принимающие коллеги сумеют это оценить, потому что это очевидное достижение, и понятно, как оно получено, и ясно, что, если студент выиграл, стал первым, вторым или третьим, это действительно хорошо, таких студентов надо брать. Дальше появляется возможность попасть в научно-учебную лабораторию или в какую-то «взрослую» лабораторию, поехать в научную экспедицию и так далее. В общем, это становится частью твоего портфолио, твоего резюме. Резюме в этом возрасте еще короткие, поэтому победа в конкурсе НИРС становится очень важным пунктом. Кроме чувства законной гордости и повышения самооценки, это еще и объективное достижение в глазах других.
— А есть какие-то истории победителей конкурса прошлых лет, которые вам запомнились?
— Я вспоминаю свою коллегу Дарью Сальникову, которая сначала выиграла как бакалавр, потом — как магистр, а потом, буквально через год, стала научным руководителем победителя. Но есть и другие звучные примеры, когда человек выигрывает сначала конкурс как студент, потом — как научный руководитель, а потом становится во главе академического развития университета. У нас из таких Даниел Карабекян, который сейчас является директором по академическому развитию, и Денис Стукал — он замдекана по науке факультета социальных наук, одного из самых крупных факультетов. Они вышли как раз из этого конкурса. А сейчас они в числе тех, кто направляет академическое развитие в университете в целом. И помимо прочего, я был, видимо, на всех церемониях награждения победителей, лауреатов и должен сказать, что каждый год это действительно большое событие. Очень приятно, что туда приходят и студенты, и научные руководители, и руководители департаментов и школ. Это всегда радостно, торжественно, важно. И ты видишь год за годом знакомые лица. Есть преподаватели, у которых студенты хронически год за годом выигрывают, это что-то значит. Такие преподаватели многое умеют сами, но могут как-то еще и других сподвигнуть, помочь, заинтересовать.
— Что вы пожелаете участникам на старте нового сезона конкурса?
— Прежде всего надо участвовать, конечно. Победишь ты или не победишь — это как получится. Но непременно надо участвовать, пробовать. Не получилось раз — невелика беда. Победишь в следующий раз. А после победы — не останавливаться и двигаться дальше.
Итоги конкурса будут подведены не позднее конца декабря. Победители и лауреаты конкурса НИРС могут получить специальные стипендии, дополнительные баллы при поступлении на бюджетные места магистратуры НИУ ВШЭ, скидку при поступлении на платные места, тревел-грант для поездки с докладом на конференцию или летнюю школу, а также приглашение в проект поддержки студентов с высоким академическим потенциалом «Республика ученых». Подробнее — на сайте конкурса в разделе «Что дает победа».
В 2022 году победителями и лауреатами конкурса НИРС в Питерской Вышке стали 49 студентов и выпускников бакалавриата и магистратуры. О чем были работы победителей прошлого года смотрите здесь.
Подробная информация об условиях проведения конкурса НИРС — на официальном сайте и в Telegram. С вопросами можно также обращаться в оргкомитет конкурса: tzakharova@hse.ru или по телефону +7 (495) 772-95-90, доб. 27778 (контактные лица — Татьяна Захарова и Елена Титова).