В Питерской Вышке прошла конференция по маркетингу университетов SERP-23
31 августа в кампусе Питерской Вышки прошла Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-23. Представители российских вузов поговорили о том, как маркетинг помогает управлению и развитию научных и образовательных организаций. Конференция прошла в двух форматах: онлайн и очно в кампусе ВШЭ на Кантемировской, 3. В ней приняли участие более 1000 слушателей.
В конференции приняли участие 24 спикера из университетов разных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Урала и Северного Кавказа. Эксперты из МИСИС, Сколково, ИТМО, УрФУ и других вузов рассказали о лучших практиках в продвижении науки и образования. Более 1000 слушателей из разных городов России подключились к онлайн-трансляции конференции, чтобы послушать про опыт ребрендинга в разных вузах, узнать о роли ученых и преподавателей в продвижении исследовательских проектов и многом другом. Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) выступил инициатором проведения конференции как подразделение, реализующее линейку программ повышения квалификации по маркетингу университетов.
Своим опытом поделились и сотрудники Вышки. Анна Подпрятова, директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ, рассказала о последних трендах в этой сфере. Эксперт отметила, что мы живем в эпоху коллабораций брендов и Вышка уже не впервые создает проекты совместно с ключевыми индустриальными партнерами. Один из них — видеолекторий LessON, запущенный вместе с платформой Okko — преподаватели и выпускники ВШЭ читают короткие видео-эксплейнеры от первого лица.
Использование видео в разных форматах — еще один тренд в коммуникациях. Анна Подпрятова рассказала, что Вышка с помощью видео создает так называемую витрину экспертизы: в социальных сетях университета регулярно публикуются видеоинтервью, лекции и спецпроекты с экспертами ВШЭ, что позволяет найти общий язык с разными аудиториями.
Директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ
Маркетинг образовательных организаций отличается от других видов маркетинга требуемым градусом доверия аудитории. Для продвижения образовательного продукта очень важны авторитетность и статус учебного заведения, его стабильность и качество. А эти вещи зарабатываются годами кропотливой работы, и коммуникации здесь должны работать максимально четко. Цена ошибки крайне высока. В том числе из-за этого у маркетологов в университетах ограничены способы продвижения продуктов — не все тренды в том же SMM могут быть востребованы. Поэтому довольно часто маркетинговые коммуникации образовательных продуктов отличает некая консервативность. Это осознанное допущение, которое мы делаем при понимании всех трендов коммуникаций сегодня.
В Вышке мы для себя выбрали инструменты продвижения, которые решают наши задачи и подходят нашей целевой аудитории. В первую очередь я бы отметила работу по созданию собственного оригинального контента, собственных медиа и спецпроектов. Мы запустили и ведем несколько бренд-медиа университета, постоянно разрабатываем специальные форматы под различные запросы ЦА. Например, недавно университет открыл онлайн-кампус, который объединяет в себе лучшие практики цифрового обучения.
Для многих крупных вузов России часто нехарактерно выстраивание централизованных маркетинговых моделей. В то время как сегодня это становится особенно важным. Как минимум в связи с тем, что единая контент-стратегия помогает снизить информационную нагрузку на аудиторию, которая и так сегодня перегружена. Поэтому всем, кто занимается вопросами продвижения в образовательных учреждениях, стоит работать с внутривидовой конкуренцией между продуктами и выстраивать единые подходы в части маркетинговых коммуникаций.
О том, как происходит продвижение образовательных услуг на зарубежном образовательном рынке, рассказала Ксения Ничеухина, директор Центра международного образования Питерской Вышки. Она поделилась механиками, которые помогают формировать интерес к российскому образованию у иностранных абитуриентов.
Директор Центра международного образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Я считаю сейчас самым эффективным инструментом летние школы и короткие программы. В основном благодаря им формируется лояльность иностранных абитуриентов к университету. Студенты, которые участвуют в наших коротких программах, посещают лучшие курсы с лучшими преподавателями, знакомятся с городом и российской культурой через различные мероприятия. В основном в коротких программах и летних школах принимают участие абитуриенты из Узбекистана, Китая, Вьетнама, Японии и Южной Кореи. В этом году мы также приняли у себя студентов из Таиланда, которые обучались на короткой программе «Русский язык и культура». И многие из них уже выразили желание продолжить обучение у нас в магистратуре.
Также хорошо работают международные выставки и конференции, например — EURIE, FICCI, APAIE, образовательные выставки от Россотрудничества и других организаций. Иногда даже короткий разговор с абитуриентом может мотивировать его на поступление в наш вуз. Поэтому очень важно при возможности устанавливать личный контакт с нашими потенциальными студентами.
Ксения Ничеухина также отметила, что Питерская Вышка активно участвует в различных международных олимпиадах и работает над открытием представительств в разных странах — например, в Индонезии. Отдельно эксперт рассказала о проекте «Международный амбассадор Питерской Вышки», участвовать в котором могут иностранные студенты. По словам Ксении, студент — лучший рекомендатель университета и образовательной программы, поэтому очень важно, чтобы абитуриенты знакомились с университетом через своих соотечественников, которые уже являются его студентами.
Завершилась конференция экспертной дискуссией «Маркетинг — стратегическая функция управления университетом», где участники обсудили, какой должна быть система маркетинга университета, и что нужно делать, чтобы она более эффективно решала задачи образовательных учреждений.