«Я подумала, что надо попробовать», — Кристина Инякина о том, как выбрала Питерскую Вышку и не пожалела
В 2019 году Кристина Инякина поступила на платное место на программу «Филология» Питерской Вышки. Ее страсть — кино, поэтому в университете она с особым интересом изучала французский и советский кинематограф. Но Питерская Вышка — это не только учеба, но и активная внеучебная жизнь, поэтому Кристина участвовала в самых ярких студенческих проектах. В интервью выпускница рассказывает о своих впечатлениях и объясняет, почему она решила поступать именно в Питерскую Вышку.
— Расскажите, как вы выбирали вуз?
— Когда пришло время выбирать университет, я думала о совершенно разных направлениях и вузах, но точно не представляла, что окажусь в Вышке, потому что уже четыре года назад сюда поступить было непросто. Но уже тогда я была уверена, что хочу учиться в Петербурге, потому что уже бывала здесь в 2017 году, и город мне очень понравился.
Я рассматривала несколько питерских университетов, но они сильно проигрывали Вышке. У нас в университете неклассическая филология: помимо обязательных базовых дисциплин вы можете посещать и другие курсы, в том числе авторские от наших преподавателей. Отдельно еще хочу сказать про темы дипломных работ, потому что они тоже поражают воображение — на нашей «Филологии» вы можете исследовать что угодно: от Толкина до видеоигр. Меня это, конечно, очень вдохновило, и я подумала, что надо попробовать.
— Каким было первое впечатление от преподавателей Вышки?
— Вообще, преподаватели в Питерской Вышке очаровывают. В первую очередь тем, что они с первого курса обращаются к тебе как к будущему коллеге, а также тем, какие подходы они используют. Здесь у преподавателей есть возможность реализовывать свои идеи и вести авторские курсы. Один из таких примеров — «Тексты и контексты французской культуры» Дмитрия Викторовича Токарева. Это человек, который очень любит Францию, проявляет большой интерес к французской культуре, и этим он заряжал нас в течение всего курса.
— Какие предметы были самыми интересными?
— На «Филологии» есть два трека, после второго курса можно остановиться на чем-то одном: выбрать лингвистику или литературоведение. Я выбрала второй трек и получала огромное удовольствие от учебы. Для меня самыми яркими и запоминающимися были дисциплины на втором и третьем курсе. Например, мне очень нравились курсы по поэзии европейского модернизма, современной литературе, фольклору, где представлялась полная свобода в выборе тем. Это важная часть обучения в Вышке — часто на наши самые разные идеи преподаватели отвечали: «Классно, давайте попробуем!».
Также мне очень нравились курсы по истории позднесоветской неофициальной литературы и ключевым текстам мировой литературы. Интересно было на семинарах курса «Человек и животное: проницаемые границы», где мы говорили о роли животных в литературе, об антропологии и эволюции. Это было что-то совершенно необычное.
— Какие полезные навыки у вас появились после обучения в Вышке?
— Обучение в Питерской Вышке дает много навыков: это и поиск информации, и работа с источниками, и самодисциплина, умение работать в группах и прочее. Когда вы учитесь здесь, то вам предоставляются разные возможности: выбирать интересные курсы, работать над проектами, участвовать в инициативах преподавателей и студентов. В итоге это помогает вам определить свои научные интересы. Меня, например, всегда интересовал кинематограф, но мне понадобилось время, чтобы определиться с направлением, периодом, подходами и методами работы над визуальным.
Вообще, конечно, главная причина, почему стоит выбирать именно Вышку — это качественное образование. Но не менее важна университетская среда, с которой у нас тоже все в порядке. В Питерской Вышке ты можешь развиваться и вне учебного плана, здесь тебе помогут воплотить в жизнь даже самые необычные задумки. И преподаватели тебя поддерживают, даже когда сами не до конца представляют, что из этого получится. И вся Вышка — вот про это: про смелость и открытость новым идеям.
Хочется еще отдельно сказать про братство, которое образовалось в Вышке. У меня всегда было ощущение, что все студенты — это огромная компания, которая объединена общими принципами и убеждениями. И вот эта большая команда создает комфортное пространство, чтобы двигаться дальше в научной среде. И кстати, именно здесь я нашла своих самых близких друзей, за это всегда буду благодарна Вышке!
— Вы говорили, что любите кино, и ваша дипломная работа тоже связана с кинематографом. Расскажите о ней подробнее!
— Да, сначала я два года писала курсовые по французскому кинематографу и литературе 60-х: по новому роману и новой волне. И в принципе я бы хотела продолжать свое исследование, но мой научный руководитель Дмитрий Яковлевич Калугин предложил мне переключиться на советскую новую волну и работать над фильмом «Долгая счастливая жизнь».
Я рассматривала советскую новую волну не только как направление в кинематографе, а как следствие изменений политического климата в стране, учитывала исторический контекст и влияние, оказанное на культурную жизнь. Я хотела определить, какое положение кинолента «Долгая счастливая жизнь» занимает среди других картин оттепели. Если честно, эта тема меня очень захватила, и я совсем не ожидала, что будет настолько интересно.
— Что можете сказать о внеучебной деятельности в Питерской Вышке? Как она вам?
— Да, внеучебная жизнь — это отдельная сильная сторона Вышки, которую отмечают все. Когда я сама была абитуриенткой, то поражалась, как много здесь клубов по интересам: тут есть и турклуб, и театральная студия, и клуб дебатов — все, что захочешь.
И я успела принять участие, кажется, везде, где было возможно. На первом курсе это был межфакультетский конкурс «Знай Наших» и «Мистер и Мисс». На втором курсе я была куратором у первокурсников. На третьем я вступила в ШСГНИДЮВ — это студенческая организация гуманитарной стороны Вышки. В нее входят Школа социальных наук и востоковедения, Школа гуманитарных наук и искусств, Юридический факультет. Мы придумываем разные интерактивы для студентов: квартирники, квесты, выезды, игроночи — чего там только не было за время моего обучения. Это совершенно невероятный опыт.
Также я была участницей кинопроекта «Дом кино», который реализовала студентка исторического факультета Зоя Русакова вместе с Дмитрием Яковлевичем Калугиным. О нем я узнала из рассылки по почте и сразу же подала заявку — для этого нужно было написать мотивационное письмо.
Перед каждой встречей мы все вместе выбирали пару фильмов по схожей тематике, один мы смотрели дома, а другой в аудитории. Все началось с «Метрополиса» и «Бегущего по лезвию». Каждый участник смог попробовать себя в роли спикера, провести дискуссию, подготовить материалы для презентации или написать отчет о встрече для группы VK.
Мы двигались по хронологии, обращая внимание на каждое десятилетие, что помогло комплексно рассматривать изменения в кинематографе. Я с большой теплотой вспоминаю наши встречи, мы посмотрели так много интересных фильмов, совершенно разных по жанрам, направлениям, периодам и странам.
Внеучебная жизнь сильно разгружает голову и помогает тебе отдохнуть, переключиться и справиться со стрессом. Также это возможность реализовать себя с творческой стороны. Если честно, я не представляю Вышку без этого.
— Чем вы занимаетесь сейчас, и какие у вас планы на будущее?
— Я поступила в магистратуру «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» по раннему приглашению, а сейчас даю себе время на восстановление сил после бакалавриата. Но потом, в перспективе, мне бы хотелось перейти к практике и реализовать проект по темам, которые давно меня интересуют. Например, я задумываюсь о том, чтобы заняться документалистикой и попробовать себя в качестве сценариста.
Могу с уверенностью сказать, что филология открыла мне множество возможностей и обеспечила необходимыми навыками. Я могу работать в разных областях: заняться наукой, выбрать сферу образования, принимать участие в культурных проектах, а также попробовать работу в издательстве как автор или редактор. Все благодаря прекрасному бэкграунду, который нам дала Питерская Вышка.
Токарев Дмитрий Викторович