• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наша задача — быть максимально открытыми для абитуриентов»: как прошел День физика в Питерской Вышке

В воскресенье 27 ноября в Питерской Вышке состоялся День физика. Гости кампуса могли послушать лекцию Алексея Евгеньевича Жукова о лазерах и полупроводниковых материалах, прогуляться по учебным лабораториям для физиков и попробовать себя в экспериментах. Рассказываем, как прошло мероприятие.

«Наша задача — быть максимально открытыми для абитуриентов»: как прошел День физика в Питерской Вышке

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

День физика начался в 12:00 с научно-популярной лекции о лазерах и полупроводниках. Своими знаниями с абитуриентами поделился доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН Алексей Евгеньевич Жуков. В команде с другими исследователями он создал первый в мире лазер на квантовых точках, а также побывал на вручении Нобелевской премии Жоресу Ивановичу Алферову.

Сейчас полупроводниковые материалы применяют повсеместно, но есть и наиболее распространенные направления. Первое — обработка материалов: резка, сварка, чистка поверхности. Второе — оптическая передача данных. Быстродействующие оптоволоконные линии связи стали возможны благодаря лазерам, и интернетом мы пользуемся тоже благодаря им. 

Алексей Евгеньевич объяснил, что оптическая передача данных должна быть быстрой, но при этом такой, чтобы работать и на большие расстояния. По факту передача происходит так: светоизлучающий прибор мигает, и когда он выключен, то передает ноль, а когда включен — то единицу. И чем больше информации хочется передать, тем чаще нужно мигать излучателю. Дальше эти мигания идут по среде — оптическому волокну — и приходят в конечную точку, до потребителя. 

Помимо этого, ученый рассказал, как физики пришли к лазерам. Все началось в 1940-е годы: тогда Валентин Фабрикант предсказал, что можно усилить свет с помощью вынужденного излучения, ранее предсказанного Альбертом Эйнштейном. Примерно через десять лет появился и первый микроволновый лазер. В 1960-е годы лазеры получили новый виток развития, когда Жорес Иванович Алферов изобрел полупроводниковые гетероструктуры, и это открытие сейчас помогает ученым, в том числе и ученым из Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники Питерской Вышки проводить свои исследования. Самые маленькие, компактные и легкие лазеры — как раз полупроводниковые. Их новизна была в том, что благодаря своим размерам они стали предметом повседневности.

После лекции состоялась презентация бакалаврской программы «Физика». Академический руководитель Игорь Евгеньевич Шендерович рассказал о траекториях поступления и учебных курсах для студентов. Особый акцент он сделал на трех научных подразделениях — базовой кафедре Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН, базовой кафедре ФТИ имени А. Ф. Иоффе, базовой кафедре «НИЦ Курчатовский институт — ПИЯФ». Сотрудники этих кафедр преподают у студентов программы.

Игорь Евгеньевич Шендерович, академический руководитель бакалаврской программы «Физика»

Шендерович Игорь Евгеньевич

Для абитуриента самое сложное — сделать выбор в условиях, когда не хватает информации. Мало того, что университет по своему устройству сильно отличается от привычной школы, так еще и наука в нем — совсем другая. Так что наша задача сейчас — быть максимально открытыми для абитуриентов, рассказывать о задачах и достижениях современной физики. Для этого и нужны такие лекции, как сегодняшняя. 

С этой же идеей мы также планируем регулярно устраивать небольшой челлендж с вопросами от сотрудников Школы физико-математических и компьютерных наук. Вопросы и правильные ответы на них будут появляться в нашем Telegram-чате.

Чего мы ждем от абитуриентов этого года — хороший вопрос. Мне не хотелось бы становиться героем мема «Ожидание vs реальность», так что я просто пожелаю себе и нашему факультету смелых абитуриентов, которые не боятся трудностей и любят получать удовольствие от того, чтобы их преодолевать.

Валентина Владимировна Журихина, академический руководитель магистерской программы «Физика»

Журихина Валентина Владимировна

Для любого вуза абитуриенты — это его будущее: те, кто придут в этом году, или через год, два, три. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам пришли «наши» студенты: те, кто готов прилагать усилия, чтобы у нас учиться, — а это не так-то просто. Встречи с абитуриентами дают им представление о Вышке, пробуждают в школьниках интерес к физике. Такая открытость уже повышает шансы на то, что поступивший к нам студент действительно будет «нашим». А это залог успешной учебы!

Дальше школьников ждали экскурсии по учебным лабораториям. Там преподаватели Департамента физики Федор Борисович Свинарев и Иван Сергеевич Махов показывали ребятам опыты. Федор Борисович показывал, как работают двигатель Стирлинга и осциллограф. Школьники проводили и собственные эксперименты: например, кидали шарики в глицерин и измеряли время, за которое те достигают дна. Потом ребята смотрели, как это время зависит от массы шарика.

По мнению Федора Борисовича Свинарева, абитуриентам важно с самого начала иметь представление о том, что они будут делать в университете. Полезно, когда школьники могут прийти в университет и почувствовать, где, с кем и в какой обстановке они будут учиться.

День физика посетили абитуриенты, их родители, а также школьные учителя. Все они с удовольствием поучаствовали в экспериментах, а также выразили радость научному подходу к обучению на программе.

Ольга Медведева, школьный преподаватель

Всегда интересна коллаборация между школой и университетом, особенно когда вуз напрямую занимается научными исследованиями. В школе есть дети, которым интересно именно это направление, и они ищут места, где можно дальше заниматься наукой. Если они попадают в исключительно практический вуз, то они получают какую-то конкретную профессию и интерес теряется, от науки они уходят.

Денис Ефимков, гость мероприятия

Больше всего мне запомнилась экскурсия по лабораториям: все оборудование новое! И, конечно, презентация по полупроводниковым структурам — разжеванная до понятного уровня и, соответственно, интересная.