«Тема, которая вдохновляет»: выпускницы магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» рассказывают об опыте научной публикации в соавторстве
В журнале Creativity and Innovation Management вышла статья о влиянии коллабораций арт-институций, художников и коммерческих брендов на потребительский опыт. Соавторы статьи — выпускницы Питерской Вышки Александра Березина и Евгения Дружинина и доцент департамента менеджмента Елена Зеленская делятся впечатлениями о процессе работы над публикацией.
Статья — один из возможных форматов написания выпускной квалификационной работы (ВКР), изначально предполагающий работу над исследованием по стандартам публикации в международном журнале. В основе статьи Елены Зеленской, Александры Березиной и Евгении Дружининой Brand artification beyond luxury: Evidence from Russian brand-and-artist collaborations лежит исследование, проведенное в рамках подготовки магистерской диссертации на программе «Менеджмент в индустрии впечатлений». Статья опубликована в журнале Creativity and Innovation Management издательства Wiley (индексируется Web of Science и Scopus, входит в ABDC Journal Quality List).
Александра Березина и Евгения Дружинина рассказывают о том, как это было.
Как все начиналось, и почему мы единственные на программе работали в соавторстве
На втором курсе, в октябре 2020 года, нам прислали список возможных тем для ВКР. Получилось так, что нас обеих заинтересовала одна и та же предложенная Еленой Михайловной Зеленской тема, посвященная коллаборации художников и брендов: The art of marketing: collaboration between artists and brands. Согласитесь, даже звучит интересно! Мы были приятно удивлены, когда нам предложили работать над темой вместе — здорово, что Вышка дает возможность готовить ВКР в формате научной статьи, которую обычно пишут в соавторстве, и на английском языке.
Тема, которая вдохновляет, предвкушение нового опыта совместной работы над статьей и возможность быть опубликованными в хорошем международном журнале — начало было положено.
Модификация темы, и о чем наша работа
Интересно было наблюдать за тем, как тема менялась и расширялась. В ходе изучения литературы ключевым понятием в нашей работе стала «артификация», которая понималась как процесс приближения идентичности и имиджа бренда к сфере искусства. Нам хотелось рассмотреть это явление со всех возможных позиций: бренда, художника или арт-институции, а также потребителя. Так как в большинстве работ артификация изучается в люксовом сегменте, мы решили рассмотреть другие сферы: фэшн, отели и рестораны. Мы остановились на кейсах артификации, которые, возможно, вам знакомы — коллаборации бренда носков St. Friday Socks с Русским музеем и ресторана MUST и отеля WYNWOOD с Покрасом Лампасом.
В ходе работы мы ответили на два главных вопроса: «Какова роль артификации для брендов и художников в сферах, отличных от люкса?» и «Как продукт артификации влияет на потребительский опыт?»
Что было самым интересным, и главное разочарование
Интереснее всего была эмпирическая часть исследования, особенно проведение глубинных интервью с экспертами. Мы пообщались с основателем St. Friday, арт-менеджером MUST (за чашечкой кофе, рассматривая расписанные художником стены), директором WYNWOOD и пиар-менеджером Русского музея. Полученный материал был настолько крутым, что его можно было разбирать на цитаты, что мы и сделали.
Главным разочарованием же было то, что нам так и не удалось напрямую пообщаться с Покрасом Лампасом из-за его загруженного графика. Еще хотели поговорить с Андреем Бергером о его коллаборации с часовым брендом и даже планировали съездить в Москву, но не вышло по той же причине. Так что взгляд художников на артификацию мы изучали только по вторичным данным.
Без трудностей не обошлось
Анализ количественных данных — 230 заполненных респондентами онлайн-анкет — стал самым сложным испытанием в процессе работы. Будучи филологами, мы и подумать боялись об аббревиатурах STATA и ANOVA, хотя регулярно встречали их в статьях других авторов. Но для полноты исследования статистический анализ был необходим, поэтому разобрались.
Процесс публикации тоже был нелегким и небыстрым. Cначала мы выбирали журнал, потом пришел отказ из одного высокорейтингового журнала с довольно жесткой рецензией. И только спустя год статью опубликовали в журнале Creativity and Innovation Management.
Благодарность научному руководителю
Наш научный руководитель и соавтор, Елена Михайловна Зеленская, помогала и поддерживала на протяжении всего пути нашего первого опыта научной публикации. Во всех случаях выше, где написано «мы», «наша работа», мы имеем в виду нас троих. Мы регулярно созванивались, обсуждали ход исследования, Елена Михайловна бесконечное количество раз перечитывала текст и вносила свои правки и комментарии, но самое главное — уже после нашего выпуска доработала статью и добилась публикации в классном журнале, за что мы ее благодарим и с чем очень поздравляем!
Елена Зеленская, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Опубликованная статья — это первый научный результат в исследовании коллегами и студентами МП «Менеджмент в индустрии впечатлений» темы арт-коллабораций. Эта тема сейчас невероятно актуальна. Мы видим, что все больше арт-институций сотрудничают с брендами, создают совместный продукт. Это позволяет бренду приблизиться к миру искусства, добавить новых красок в свой имидж, а потребителю — обладать не только предметом с утилитарными функциями, но и частичкой искусства, заявить другим о своей индивидуальности и вкусе.
Публиковать статьи в высокорейтинговых журналах студентам без опыта невероятно трудно, поэтому на нашей программе мы уделяем большое внимание обмену опытом преподавателей со студентами, созданию среды для соавторства. Именно такую задачу сейчас выполняет научно-учебная группа «Инновации в искусстве и культуре». Мы регулярно проводим открытые семинары, где выступают студенты, аспиранты и коллеги. Приглашаем каждого подписаться на рассылку и присоединяться к семинарам.