• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главный показатель качества образования — уровень исследований

В этом убежден доктор Манодж Шарма, который с начала учебного года является вице-президентом петербургского кампуса Вышки и курирует направления, касающиеся международных отношений, — от программ студенческой мобильности до партнерства с мировыми университетами. Поговорили с ним о языковых барьерах, ключевых задачах и российских особенностях.

Главный показатель качества образования — уровень исследований

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Доктор Манодж, вы совсем недавно в Петербурге, а поздоровались мы по-русски.

— Да, я очень хочу выучить русский язык, еще до отъезда сюда начал заниматься дистанционно, с преподавателем из московского кампуса. Думаю, процесс намного быстрее пойдет теперь, когда я нахожусь в среде, со всеми вами.

— Сотрудничество с Вышкой — не первый ваш опыт работы с Россией, верно?

— Да, это так. Но это мой первый опыт работы именно в России. Раньше я сотрудничал с рядом российских университетов со стороны моего родного Амити (Amity University, АМТ). Во Владивостоке мы открывали филиал нашего университета на базе ДВФУ, совместные программы обучения для студентов. Представительство ДВФУ также было открыто в АМТ, в Индии. Работал также с МГУ имени Ломоносова и Петербургским политехническим университетом.

— Какого рода сотрудничество это было?

— Мы развивали совместные исследования, совместные конференции, программы краткосрочной мобильности — три основных направления. Разрабатывали программу двойного диплома с ДВФУ, этот процесс еще не закончен и продвигается не так быстро, как хотелось бы, — в России многие процессы, связанные с организацией, оформлением документов, идут довольно медленно. Но есть и еще одна причина, по которой проект затянулся, — это язык. Рабочие вопросы с сотрудниками университетов мы решаем на английском, но обучение идет в основном на русском. Для студентов в Индии русский язык не самый популярный, и часто это становится препятствием. Поэтому первой задачей совместного проекта с ДВФУ было открытие в Индии, на базе нашего университета, Пушкин-центра — для популяризации русского языка среди студентов.

Кстати, есть образовательное направление, которое очень востребовано среди индийских студентов, — медицина: российский медицинский диплом очень ценится, и студенты, которые получили такое образование в России, очень востребованы в Индии. Поэтому я здесь еще и для того, чтобы донести до индийских студентов, что в России есть и другие экспортные программы, что здесь хорошо готовят не только врачей, но и других специалистов.

— Вы подчеркиваете, что одно из главных направлений вашей деятельности — интернационализация образования. Какой смысл лично вы вкладываете в этот термин, в том числе применительно к своей сегодняшней позиции в университете.

— Спасибо большое за вопрос. Это действительно очень масштабный термин, и я его понимаю прежде всего как научное сотрудничество университетов разных стран: совместное получение и регистрация патентов, использование современных технологий дистанционного обучения, чтобы любой студент мог получить возможность доступа к экспертам мирового уровня.

Вот три основных направления интернационализации, которые для меня важны и которые я планирую внедрять в Высшей школе экономики.

Первое — чтобы по каждой дисциплине 10–15 % лекций читали лекторы из партнерских, в том числе топовых, мировых университетов. Это дает студентам возможность понять, что такое мировые стандарты обучения, познакомиться с международным опытом образования.

Второе — уровень преподавателей должен соответствовать мировым стандартам. Мы можем поддерживать преподавателей, направлять их на практику в вузы-партнеры, чтобы повышать уровень преподавания.

И третье — это востребованность студентов. Нужно стремиться к тому, чтобы ценность наших выпускников пропорционально соответствовала ценности выпускников университетов США.

И еще один важный момент. В каждой стране своя система образования, и основной показатель того, насколько хорошо она работает, — это уровень исследований. Если он высокий — значит, и уровень сотрудничества с исследователями из других стран тоже высокий. Проблема многих университетов в том, что их исследования очень локальны, так как ученые в лучшем случае сотрудничают с коллегами из других университетов города или страны, а часто — только из одного университета. Это делает исследования довольно узкими и не всегда практико-ориентированными, тем более в международном масштабе. И одна из целей интернационализации — дать возможность проводить совместные исследования с учеными из университетов других стран. Происходит обмен опытом, мы можем учиться у наших коллег, и это выводит исследования на другой уровень. Преподаватели, участвующие в таких исследованиях, и более ценны для студентов, так как могут поделиться не только своим опытом, расширить горизонт познания. В результате студенты, взращенные такими преподавателями, получаются в будущем не только компетентными сотрудниками, но и хорошими исследователями, что важно для развития любой отрасли.

Сегодня такое время, когда нам нужно оставить свой след в глобальном ландшафте. Россия была сфокусирована на сотрудничестве с Европой, но сейчас время обратить внимание на другие регионы: Африка, Латинская Америка, в целом Азиатско-Тихоокеанский регион, который очень благоприятен для сотрудничества. Можно посмотреть на пример Индии, которая готова обучать своих студентов по всему миру и принимать у себя студентов из разных стран. Подобное нужно развивать и в России — выходить из локального пространства, границ своего языка. Одна из миссий, с которой я приехал сюда: показать миру Высшую школу экономики и привести мировые университеты, студентов со всего мира в Высшую школу экономики.

— На ваш взгляд, насколько актуально сегодня, в условиях санкционных ограничений, говорить о расширении выхода в глобальное пространство?

— Давайте посмотрим на это немного с другой стороны. Санкции ограничивают сотрудничество со странами, население которых порядка трех миллиардов человек, но в мире сегодня более семи миллиардов людей, нужно это осознать. Население одной только Индии — 1,5 миллиарда человек. Это огромный потенциал, с которым можно работать. Внешнеполитическая ситуация рано или поздно придет в норму. Но и сейчас у нас есть разные возможности для международного сотрудничества.

— Доктор Манодж, что бы вы считали хорошим для себя результатом через год?

— Я бы хотел говорить не об одном годе, так как это слишком маленький период для международной сферы. Мир строился не за один день. Мой контракт с Высшей школой экономики — на пять лет, и, думаю, первые результаты можно будет видеть через три года. В этой перспективе одна из ключевых задач — повысить место университета в международных рейтингах, заключить новые партнерства и дать ВШЭ выход в страны, население которых суммарно составляет порядка 4,5 миллиарда человек. Привлекать студентов из этих стран. Итого: выход на глобальный рынок, работа с рейтингами и заключение значимых партнерств.

Также я хотел бы повысить узнаваемость бренда ВШЭ в глобальном образовательном масштабе, дать студентам университета новые возможности мобильности, развивать партнерство с новыми регионами. И, конечно, я хочу, чтобы команда международного блока петербургского кампуса вышла на новый уровень и работала еще более продуктивно. Хочу принести новый импульс в эту работу.

— И в завершение разговора более личный вопрос. Что вас удивило в России при более близком знакомстве со страной, когда вы приехали в Петербург?

— Богатство культуры и доброта людей тронули мое сердце. Я всегда думал, что россияне очень открытые и добросердечные, и когда приехал сюда — осознал, прочувствовал это. Гостеприимство, открытость и доброта людей тронули меня до глубины души. На мой взгляд, у наших культур много общего. И сейчас Россия для меня — это дом вдали от дома.

— Сейчас начало учебного года. Что бы вы пожелали студентам Питерской Вышки?

— Хочу от всего сердца поприветствовать каждого, ведь если они учатся в Высшей школе экономики — это говорит о том, что они уже проделали достаточно серьезную работу. Все, кто пришел сюда, — уже победители. Трудитесь упорно, будьте счастливыми, и хорошей вам учебы! Мы здесь для того, чтобы помогать вам осуществлять ваши мечты. Считайте, что университет — ваша семья, и первокурсникам хочу сказать: «Добро пожаловать в семью! Мы будем сопровождать каждый ваш шаг и помогать вам».

Доктор Манодж Шарма родился в городе Алигарх, Индия.

В 1988 году получил степень бакалавра в области коммерции в Алигархском мусульманском университете, в 1990 году — степень магистра организации предпринимательской деятельности (MBA, master of business administration), в 2012 году — степень кандидата наук в сфере образовательных технологий в университете CMJ.

2005–2022 гг. — директор по международным связям и проектам, университет Амити (AMITY UNIVERSITY), Нойда; директор по технологиям во всех кампусах AMITY UNIVERSITY.

Достижения:

  • Интеграция онлайн-обучения в образовательный процесс. Получение аккредитации от EFMD-CEL Бельгии. 18-е место университета в мировом рейтинге QS.
  • Открыл несколько зарубежных кампусов, микрохабов в России, Испании, Польше, Казахстане.
  • Успешно координировал различные международные проекты, включая USAID, ERASMUS+, UKERIE, Going-Global, NCP.