• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Петербурге пройдет первая в России конференция по теме репутации музеев

12 ноября НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж и Университет Наварры (Испания) проводят конференцию, посвященную вопросам формирования репутации музея. Мероприятие пройдет в онлайн-формате с трансляцией из Зала Совета Эрмитажа на Дворцовой набережной. Организатор конференции, руководитель проектно-учебной лаборатории «Управление репутацией в образовании» Магдалена Гаете представляет партнеров и ключевые темы конференции.

В Петербурге пройдет первая в России конференция по теме репутации музеев

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Партнеры

Конференция, посвященная репутации музеев, проводится в России впервые, а до этого она впервые прошла в Университете Наварры (Памплона, Испания) в сентябре 2019 года. Тогда ее инициатором выступил Центр исследований управления и репутации университетов Университета Наварры, который ежегодно проводит ставшую авторитетной международной экспертной площадкой конференцию «Создание репутации университетов» (Building Universities’ Reputation — BUR).

Это был год, когда оформилось партнерство Университета Наварры и НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в сфере исследований репутации — BUR-Россия стала частью майской конференции Питерской Вышки «Образование и мировые города: новые горизонты университетской репутации», а Питерская Вышка стала соорганизатором сентябрьской конференции в Испании по вопросам репутации музеев.

В той конференции принимал участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он рассказал о работе по изучению формирования репутации мирового музея в российских условиях и высказал большую заинтересованность в дальнейшем развитии диалога музейщиков, благодаря чему была достигнута договоренность провести в Эрмитаже в 2021 году конференцию о музейной репутации в партнерстве с нашими двумя университетами. Конференция «Исследование репутации музеев — Россия–2021» должна была стать частью Санкт-Петербургского международного культурного форума, и даже несмотря на вторую подряд отмену форума ввиду сложной эпидемиологической ситуации мы решили перенести ее в онлайн, чтобы не отменять, потому что этот актуальный разговор нельзя откладывать.

Репутация музеев как предмет обсуждения

Репутация — это нематериальный актив, у которого есть материальные результаты, поэтому хорошая репутация всегда выгодна для любой компании или организации. Раньше всех о репутации заговорили банки, для которых идея стабильности, надежности является ключевой. Вслед за банками в разговор включились компании, гораздо позже — университеты, музеи же пока не говорят о ней почти никогда. То есть, когда говорят о репутации музеев, говорят о маркетинге, но маркетинг — это инструмент, а мы предлагаем говорить о матрице репутации: нематериальных активах и стейкхолдерах (заинтересованных группах. — Прим. ред.), внутренних и внешних.

Как исследователь вопросов репутации я вижу, что далеко не все музеи — даже лидеры музейного рейтинга, к числу которых его создатель, нидерландский Институт репутации относит Лувр, Музей Ван Гога, Рейксмузеум в Амстердаме, Государственный Эрмитаж и Британский музей, а что уж говорить об остальных — учитывают в своей стратегии развития интересы стейкхолдеров, каковыми являются не только посетители, но также и сотрудники музея, от управленцев и хранителей до гидов, смотрителей залов и даже, например, гардеробщиков и кассиров. А тем временем их обязательно нужно учитывать, как и целый ряд других моментов. И все эти моменты и проблемные вопросы нужно обсуждать с участием не только крупных, но и небольших музеев, столичных и региональных.

Мы очень заинтересованы в том, чтобы в это обсуждение включались российские музеи, чтобы они получали информацию от международных лидеров музейного дела, а также делились своим опытом.

Важно показать музейному сообществу работающие модели построения репутации, которым можно следовать.

При этом важно также учитывать цели работы музеев, которые в корне отличаются от целей выстраивающих свою репутацию компаний. Компании все же в первую очередь ориентируются на то, чтобы получить прибыль, тогда как музеи в первую очередь ориентированы на сохранение и трансляцию не только свидетельств материальной культуры, но также нематериального культурного кода, общечеловеческих ценностей и любви к своей малой и большой родине. Социальная ответственность музеев очевидна и стоит во главе интересов. При этом, конечно, не исключается ни социальная ответственность компаний, ни стремление музеев к обеспечению доходности своей работы.

Тематика дискуссий

Ключевым для всего нашего разговора я считаю круглый стол по теме «Репутация и эффективное управление. Необходимость параметров качества. Какие показатели влияют на измерение качества музея?». Он продолжает разговор, начатый на конференции 2019 года и посвященный как раз разработке критериев измерения репутации учреждений культуры в сравнении с репутациями крупнейших корпораций. Мы ведем речь о необходимости постоянного сбора «больших данных», которые лежат в основе системного изучения положения дел внутри музеев и отношения к ним со стороны внешнего мира, поэтому пригласили к разговору авторитетных исследователей, которые предлагают разные подходы и инструменты.

В разговоре примет участие «гуру» репутационных исследований Cис Ван Риел — директор Центра корпоративных коммуникаций Роттердамского университета (Нидерланды), сооснователь упомянутого ранее Института репутации, один из авторов методики оценки репутации компаний, которая применяется в мире уже порядка двадцати лет. Важно, что в числе прочих на обсуждение будут представлены исследования Лаборатории экономики культуры и проектно-учебной Лаборатории «Управление репутацией в образовании» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Тема «Музей как драйвер социального развития и репутации городов» волнует многих, именно ею мы откроем серию дискуссий. В рамках этой темы будут представлены два кейса — кейс Санкт-Петербурга и испанской Малаги. Есть города, в которых эта тема основная, — так, когда мы говорим о Санкт-Петербурге, мы используем термин «культурная столица» и в первую очередь думаем о культуре вообще и музейной культуре как значительной ее части. Более 80 % иностранцев приезжают в Россию через Петербург, потому что этот город является жемчужиной, визитной карточкой России, о которой жители и гости страны говорят и пишут в отзывах must see. Эрмитаж является визитной карточкой Петербурга и его must see. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский расскажут о том, каково участие музеев в культурном развитии города и как проявляется их взаимовлияние с театрами, выставочными и креативными пространствами и другими институциями.

Почему представлять еще один кейс мы пригласили испанскую Малагу? Не Мадрид, не Барселону, а сравнительно небольшой приморский город? Дело в том, что в Малаге, как известно, очень хорошая погода, благодаря чему туда в течение года приезжает много туристов. Полтора десятка лет назад руководство города заявило о своем намерении дать туристам не только пляж, но и возможности интересного и содержательного досуга. Для этого в город стали приглашать лучшие культурные институции, проводить локальные мероприятия и ежегодные фестивали, в том числе на музейных и выставочных площадках. В результате там сейчас органично представлены искусство и культура региона, страны, Европы и всего мира. Там даже филиал Русского музея есть! Таким образом, это кейс небольшого города о возможностях развития городской культуры и о том, как музеи стали драйвером развития города в целом.

Круглый стол «Развитие репутации в сфере искусства и культуры» представит три уникальных кейса, очень разных. Директор Музея Ван Гога в Амстердаме Эмили Горденкер расскажет о том, как всемирно известный музей, несмотря на обладание «золотом» в виде коллекции картин одного из самых известных в истории искусства художников, неустанно совершенствует работу со своими нематериальными активами и стейкхолдерами, учитывает и использует опыт посетителей и сотрудников музея для повышения привлекательности музея и улучшения его репутации. Директор университетского музея Наварры Хайме Гарсия дель Баррио поделится опытом выведения образовательного музея в небольшом европейском городке в топ образовательных музеев Европы по посещаемости за счет реализации креативной стратегии. Пример развития культурных и образовательных проектов на территориях присутствия Фонда Ага Хана в Центральной Азии представит генеральный директор фонда по культуре Луис Монреаль.

Круглый стол «Как повысить международную репутацию российских музеев» мы сделали вместе с Фондом наследия русского зарубежья. Фонд обеспокоен тем, насколько мало российских музеев с их уникальными фондами и возможностями известны в мире, и ориентирован на поиск успешных стратегий позиционирования музея на международную аудиторию. Одной из своих задач Фонд считает работу по формированию привлекательности российских городов за счет включения музеев в городское культурное пространство и их популяризацию на международной арене, что должно привести к увеличению притока посетителей в российские музеи за счет увеличения зарубежного турпотока. Наше сотрудничество мы считаем очень значимым.

Участники сессии обсудят инструменты формирования репутации музеев в глазах зарубежной аудитории, а также существующие сложности и дефициты компетенций (технологическая отсталость, недостаточность информационной активности, незнание каналов донесения сообщений до целевой аудитории и другое) и пути их преодоления. Отдельное внимание эксперты уделят обсуждению методик оценки международной репутации музеев и наиболее востребованным формам поддержки музеев в этой сфере от благотворительных фондов и государства.

Все это — набор «горячих», актуальных тем, которые надо обсуждать, потому что музей сегодня не статичен, это живой организм, в котором все время что-то изменяется за счет культуры участия. На площадке музеев, кроме собственно экспозиционной деятельности, проходят театральные и танцевальные перформансы, образовательные и социально значимые программы. Предстоящим разговором мы отнюдь не закрываем, а открываем тему, предлагаем первые ракурсы, которые в дальнейшем будут дополнены и расширены. Не затронуто еще множество тем, но это хорошее начало разговора, к которому мы приглашаем всех заинтересованных.

Два ведущих международных университета и российский музей с мировым именем формируют площадку для развития темы репутации музеев в России.

На странице конференции «Исследование репутации музеев — Россия–2021» можно узнать подробности и зарегистрироваться на участие.