• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

LUNAPARK приглашает

Преподаватель Школы дизайна Питерской Вышки Андрей Пунин стал художником-постановщиком спектакля LUNAPARK известного швейцарского режиссера Даниэле Финци Паска в Санкт-Петербурге. Представление продлится до 10 октября на площадке «Люмьер-Холла». Студенты кампуса могут приобрести билеты на представление со скидкой 30 %. Редакция портала расспросила Андрея Пунина об особенностях проекта и источниках творческого вдохновения.

Андрей Пунин с актрисой спектакля Анной Петросян

Андрей Пунин с актрисой спектакля Анной Петросян
Фото Марка Олича

Андрей, как вы попали в проект Даниэле Финци Паска?

Я закончил факультет живописи Санкт-Петербургской Академии художеств, но потом вышло так, что меня, как героя фильма «Белое солнце пустыни», жизнь кидала «от Амура до Туркестана». В какой-то момент я стал активно заниматься проектами, связанными с выставками в сфере современного искусства и Public Art. В прошлом году мы сделали для Эрмитажа выставку, посвященную двадцатилетию Главного штаба как выставочного пространства. Сотрудничество получилось очень хорошим, и в какой-то момент коллеги из Эрмитажа мне задали вопрос, не хочу ли я поучаствовать в театральном проекте с Даниэле Финци Паска. Конечно, я хочу, то есть хотел. Я люблю театр, несколько лет назад мы делали в ЦВЗ «Манеж» фестиваль импровизационного искусства «ПроТоАрт» с театральной составляющей, но это все же было больше синтетическое действо. Хотя и здесь проект оказался синтетическим, потому что Даниеле Финци Паска существует на стыке театрального, циркового и перформативного искусства. У него очень интересный язык, для меня как художника это новый опыт и безумно интересная задача. От таких предложений не отказываются.

История некоторых проектов складывается так, что они просто должны состояться, им нужно только помочь, если судьба подкидывает тебе такую возможность.

Во-первых, проект LUNAPARK был сделан Даниэле в условиях пандемии, когда театральная жизнь была заморожена. Он «наскреб по сусекам» разнообразный реквизит ― то, что осталось от разных его спектаклей, ― и собрал из этого совершенно новую историю. В ней участвует ограниченное количество зрителей ― как раз то, что требуется в условиях пандемии, ― путешествующих через пространство театрального закулисья в качестве посетителей волшебного парка аттракционов.

Во-вторых, поставленный впервые в Лугано спектакль изначально назывался LUNAPARK Like a Carousel Ride, то есть «Как прокатиться на карусели [воспоминаний]», а когда я пришел в проект, уже была известна петербургская площадка для него: креативный кластер «Люмьер-Холл» в здании одного из бывших газгольдеров на Обводном канале, построенном во второй половине XIX века инженером Рудольфом Бернгардом. Мне показалось, что удивительно изящно объединяются формы карусели и круглого здания газгольдера, которое можно превратить и в пространство карусели, и в то же время ― в пространство цирка. С этого момента все стало складываться в логичную и правильную пространственную историю именно так, как мы этого хотели. Я получил колоссальный опыт и большое удовольствие от этого проекта.

Что стало для вас творческим источником в работе?

То, что это история о путешествии, очень важно в условиях пандемии. Возможно, она не так уж и реальна и имеет скорее метафизический подтекст, но мне показалось, что она буквально про меня, про то, как я себя чувствую сейчас. Удивительным открытием оказалось, насколько нехватка возможностей перемещаться, путешествовать сродни нехватке воздуха. В этой работе я отчасти воплотил свою мечту о путешествии.

Во многом эта история еще и про то, что шоу обычно начинается неожиданно и заканчивается, когда ты этого совсем не ждешь. Для меня она стала очень личной еще и потому, что у меня в прошлом году от ковида умер папа. Ему было 88, но оказалось, что, невзирая на возраст, невозможно быть готовым к этому.

Мы с режиссером-постановщиком Марией Романовой выстроили проект на основе детских воспоминаний и впечатлений. Мое первое впечатление от спектаклей Даниэле было таким, как будто я увидел что-то очень знакомое. Потом я понял, что это совпало с детским переживанием первого просмотра фильма Федерико Феллини «8½». Когда я был маленьким, в Ленинграде в кинотеатре «Спартак» показывали старое кино, мы с родителями туда ходили. Помню ощущение загадочной сказки, которая удивительным образом трогает и погружает в какой-то другой мир. Мне показалось интересным это свое впечатление транслировать в работу над проектом. Выяснилось, что такой язык оказался созвучен многим. Ведь что мы помним о том времени, когда детьми в парке аттракционов нас сажают в вагончик и везут в темную «пещеру страха», в которой оказывается совсем не страшно, а потом оттуда извлекают на свет? Мы помним молодого папу, который вынимает тебя из вагончика в конце путешествия. Вот мы и пытались найти такую историю, которая была бы личной для каждого и вместе с тем созвучна всем.

Спектакль не имеет ни начала ни конца, история как бы повторяется по кругу, артисты меняются, взаимодействуют друг с другом и в то же время по-разному рассказывают свои истории. В спектакле также фигурирует большой проекционный экран, дающий возможность одновременно смотреть и живой спектакль, и фильм в жанре «театра теней», как если бы спектакль отложился в памяти. Получается игра, погружающая в определенное состояние, для каждого своя.

У каждого свои воспоминания и эмоции, и идея в том, чтобы создать какие-то триггеры, которые пробуждали бы погружение в себя. Люди выходят со спектакля немного другими ― наверное, в этом и есть задача искусства. Мне кажется, у нас получилось.

Как вы думаете, насколько идея воспоминаний может отозваться у совсем молодых людей, ориентированных скорее на будущее, чем на прошлое?

Хороший вопрос. Я не смог бы на него ответить, если бы проект уже не открылся и на него не пошли бы люди, в том числе с детьми младшего возраста, поскольку возрастное ограничение проекта 6+. Я вижу, что детей это включает, они воспринимают происходящее действо как аттракцион, как загадочную историю. Что именно включает? Хотелось бы знать. Многие дети воспринимают происходящее именно как луна-парк, пусть немного меланхоличный и странный. В целом я вижу, что не существует возрастной разницы в эмоциональном отклике людей на спектакль. Каждый возьмет в нем свое. Думаю, что ощущение волшебства, которое там возникает, никого не оставит равнодушным. Эта легкая история создает настроение ― для осени в Петербурге идеально.

Какое место в вашей жизни практикующего художника, дизайнера, архитектора занимает работа со студентами?

Последние лет восемь я довольно плотно занимаюсь крупными проектами в городской среде, музейными проектами и художественными инсталляциями, но я не мог сформулировать, чем же я, собственно, занимаюсь, пока меня не пригласили преподавать в Школу дизайна НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург. И вот оказалось, что занимаюсь я арт-практикой в широком смысле этого слова. Дисциплина, которую я преподаю, и то, что я делаю в своей повседневной творческой жизни, продолжают друг друга, одно вытекает из другого. Наша со студентами задача на арт-практике ― прокачка творческого начала: с одной стороны, нужно развить творческую фантазию, а с другой ― уметь претворить эту фантазию в какой-то реальный объект или художественное произведение. Мне сложно провести границу, где заканчивается моя творческая жизнь как художника и начинается работа со студентами. Мои личные художественные проекты и около тридцати проектов студенческих, которые тоже отчасти мои проекты, существуют параллельно. Одно подпитывает другое, чему я очень рад.

Я смотрю на студентов не только как на учеников, но и как на будущих коллег. Они тоже смотрят на меня в том числе как на возможного работодателя. С их стороны я вижу большой интерес к тому, что делаю, и планирую включать в свои проекты студентов бакалавриата, а в перспективе и магистрантов, конечно (о планах открытия магистерской программы «Дизайн» можно прочесть в интервью директора НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург Сергея Кадочникова ― прим. ред.) С коллегами-преподавателями Вышки мы широко сотрудничаем ― так, в проекте LUNAPARK графический дизайн нам помогал разрабатывать Артём Рулёв, наш коллега ― преподаватель «Коммуникационного дизайна» и куратор, а фильм о проекте делает автор курса «Документальное кино» Константин Фурасьев. На этом и других примерах видно, что Школа дизайна Питерской Вышки ― это не только учебное подразделение, но также коллектив единомышленников, людей, которые вместе могут выдавать какие-то большие интересные истории.

Есть ли у вас планы с точки зрения реализации вписанных в городское культурное пространство проектов?

Планов всегда громадье. Прямо сейчас в рамках паблик-арт-проекта «Музейная линия» ЦВЗ «Манеж» в Петропавловской крепости идет проект «Серебряное ожерелье России». Туристический проект с одноименным названием объединяет одиннадцать регионов Северо-Запада и выступает некой альтернативой общеизвестному «Золотому кольцу». Мы же сделали художественный проект в виде уличной экспозиции, призванный символизировать и популяризировать этот маршрут, пригласили в проект известных людей из разных сфер, в том числе Бориса Эйфмана, Михаила Шемякина, Полину Осетинскую и др. Ожерелье состоит из бусин ― мы сделали одиннадцать инсталляций, каждая из которых символизирует бусину и территорию ― участницу «Серебряного ожерелья…», а вместе они создают условную карту Северо-Запада, поскольку расположены в таком же соотношении друг к другу, как и регионы. Проект можно увидеть на территории Петропавловки до середины сентября, а потом «бусины» разъедутся по «своим» регионам. Надеемся, что так и будет, ― здорово, когда проект, реализованный в одной локации, потом охватывает чуть ли не полстраны. Ну и немаловажно, что тем самым снимается задача дальнейшего хранения художественных объектов, ведь у занимающихся крупными проектами художников популярный хэштег, как известно, #некудаставить.

Вслед за этим проектом наступит время других, в Петербурге и Москве ― работа уже ведется, но не хотелось бы спугнуть их открытие в наше нестабильное время.

Специально для студентов НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург команда проекта LUNAPARK подготовила подарок к началу учебного года ― возможность приобрести билеты на спектакль со скидкой 30 %. Для получения скидки введите промокод UNIVER при онлайн-покупке билетов на сайте www.lunapark.show. В случае приобретения билетов в кассах «Люмьер-Холла» по адресу: наб. Обводного канала, 74 Е необходимо предъявить студенческий билет.

Спектакль идет ежедневно до 10 октября.