Ученые предложили систему углеродного долга для контроля глобального потепления
Международная группа исследователей, в которую входит научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений ВШЭ Артем Бакланов, предложила рассматривать производство парниковых газов как финансовый долг. При таком подходе предприятиям выгоднее начать бороться с вредными последствиями своей работы уже сейчас. Исследование опубликовано в журнале Nature.
В рамках Парижского соглашения была поставлена цель достигнуть нулевых выбросов углерода к 2050 году. Уже сейчас некоторые страны облагают налогом выбросы парниковых газов, и в будущем количество таких стран должно вырасти. Налог стимулирует снижение выбросов, однако, чтобы амбициозные цели оказались реализуемыми, нужны экономические механизмы, обеспечивающие удаление уже имеющегося в атмосфере CO2.
Европейский союз, США и Великобритания дали обещание достичь нулевых суммарных выбросов углерода к 2050 году в соответствии с целью Парижского соглашения по ограничению глобального потепления до 1,5 градусов Цельсия в этом столетии. Термин «суммарный нулевой выброс» означает не просто сокращение производства парниковых газов, но и их удаление из атмосферы при помощи естественных и искусственных поглотителей. Пока в широком применении не существует эффективных технологий удаления CO2 из атмосферы, но для достижения поставленных на 2050 год целей такие технологии будут необходимы.
В своем докладе от февраля 2021 года ООН подчеркивает, что в рамках текущего положения дел международное сообщество не в состоянии выполнить свои обещания. Так называемый мировой углеродный бюджет — оставшееся количество оксида углерода CO2, которое можно выбросить в атмосферу, — исчерпается в течение следующего десятилетия. Между тем количество экстремальных погодных явлений увеличивается, и появляется все больше свидетельств того, что последствия даже ограниченного глобального потепления могут оказаться катастрофическими.
В настоящее время существует фундаментальная экономическая проблема, связанная с оценками способов смягчения последствий изменения климата. Существующие экономические инструменты для контроля выбросов парниковых газов оказываются недостаточными, чтобы стимулировать глобальный переход к отрицательному углеродному балансу.
В настоящее время для реализации идеи чистой отрицательной углеродной экономики в ряде стран производства, сопряженные с выбросами углерода в атмосферу, облагаются налогами. Налоги не только стимулируют снижение выбросов, но и обеспечивают поступления, которые могут быть частично сохранены и переданы из поколения в поколение для оплаты удаления углекислого газа. Такая система похожа на фонды государственного благосостояния или фонды вывода из эксплуатации ядерных установок. Однако сложно провести объективную оценку, достаточно ли будет собранных налогов для будущего очищения атмосферы? Со временем может поменяться размер налога, а полученные деньги — использоваться для других целей. Но глобальное потепление медленно, но верно ведет к экологической катастрофе вне зависимости от экономического устройства мира. Поэтому такой подход вряд ли может изменить ситуацию.
Авторы исследования, проведенного международной группой ученых, в которую входит научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений ВШЭ Артем Бакланов, предлагают новый механизм регулирования выбросов парниковых газов в атмосферу, вдохновленный финансовым рынком.
Исследователи предлагают рассматривать генерацию парниковых газов как финансовый долг. Если производство выбрасывает в атмосферу CO2, то его удаление из атмосферы становится долгом, получившим название «обязательство по удалению углерода», и, пока долг не погашен, с производства взимается плата (проценты). Полученные по долгу деньги идут на покрытие рисков, связанных с невыполнением обязательств по удалению углерода (ОУУ) и климатическими катастрофами, потенциально вызванными такими заимствованиями, ведь каждое заимствование — это все больший отход от углеродных бюджетов для 1,5 или 2 градусов, что приведет к кратковременному повышению этих целевых температур, которые ученые на данный момент считают относительно безопасными.
Производства, приводящие к выбросам парниковых газов, в каждый период времени могут решать, какую часть выбросов CO2 компенсировать и какой углеродный долг оставить для компенсации в будущем или для удаления из атмосферы технологическими методами
Производства по-прежнему несут ответственность за сроки и реализацию чистых отрицательных выбросов и, следовательно, могут балансировать нынешнее и будущее сокращение выбросов на основе личных ожиданий, например в отношении потенциального технологического прорыва.
Авторы статьи показывают, что ввиду быстрого истощения глобального углеродного бюджета предложенный финансовый подход к углеродному долгу кажется незаменимым для любой надежной системы смягчения последствий изменения климата. Он позволяет быстрее и при этом более плавно ввести в широкое использование методы удаления углерода из атмосферы. Мы не можем уповать лишь на быстрое развитие технологий удаления углерода, поскольку катастрофа вполне может наступить раньше рассчитанных учеными сроков. Поэтому нынешнее поколение может внести гораздо более весомый вклад в борьбу с глобальным потеплением, не перекладывая ответственность на своих детей, внуков и правнуков, но только если оно начнет платить по своим долгам уже сейчас.
«В работе предложена идеализированная процедура, которая позволяет трансформировать рынок торговли квотами в некоторый аналог финансового рынка. Эта элегантная идея позволяет одновременно ослабить конфликт между экономическим ростом и тающим углеродным бюджетом, покрыть риски будущих поколений от возможных климатических последствий, а также сделать развертывание инфраструктуры удаления углекислого газа из атмосферы более реалистичным и экономически оправданным. Все эти плюсы от применения нашей идеи вселяют надежду, что цели Парижского климатического соглашения действительно могут быть достигнуты», — комментирует соавтор статьи, научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений ВШЭ Артем Бакланов.