• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная ответственность как ключевая идея третьей миссии университетов: завершилась майская конференция Питерской Вышки

Заключительный день конференции НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты» был посвящен обсуждению реализуемых в партнерстве с государством и бизнесом программ и механизмов, направленных на формирование новых компетенций в интересах устойчивого развития, поддержки академического лидерства и интернационализацию университетов.

Профессор Александр Сунгуров и заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Филипп Казин

Профессор Александр Сунгуров и заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Филипп Казин
Фото НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Знает ли молодежь, какие выгоды приносит социальная ответственность? Какие именно компетенции необходимы студентам в области устойчивого развития? Способны ли университеты им эти компетенции обеспечить? Попыткам найти ответы на эти и другие вопросы было посвящено пленарное заседание «Формирование новых компетенций в интересах устойчивого развития». Каждый из экспертов предложил свое видение пути развития студенческих навыков и способностей, чтобы помочь им справиться со сложными и постоянно меняющимися задачами глобализированного мультикультурного VUCA-мира. Участники дискуссии согласились в том, что не только студенты должны развивать в себе новые компетенции, но и работодатель, и образовательные учреждения должны тоже следить за развитием общества и за новыми трендами в области компетенций и навыков, которые востребованы или лучше развиты у того или иного поколения, выходящего на рынок труда.

О том, ка это организует Корпорация «Система», включающая более сорока компаний в двадцати отраслях бизнеса, рассказала президент БФ «Система» Оксана Косаченко: «Мы ищем новые кадры под наши направления, которые активно появляются в регионах, и хотим, чтобы они развивались и вместе с тем были устойчивы не на уровне «хайпа», а на уровне личной ответственности. Сегодня основным soft skills является понимание устойчивого развития, для этого мы готовим наших сотрудников с тем самым условным «кусочком ДНК», через который закладываем ответственность за социум и планету – сначала приглашаем на практику, потом на стажировку, и уже после на работу. Благотворительный фонд Корпорации является связующим звеном между нашими работодателями и вузами. Мы активно работаем в партнерстве с департаментами по труду и социальной защите, центрами занятости – снимаем запрос на компетенции и организуем работу по их формированию».

Тема устойчивого развития в фокусе организации жизни кампусов была поддержана на круглом столе с участием общественных экологических организаций и движений.

На пленарной сессии «Успешные российские кейсы: привлечение студентов к реализации третьей миссии университета» речь шла о том, как университету стать центром притяжения талантов в регионе. Были представлены кейсы Алтайского, Сыктывкарского, Северного (Арктического) университетов, Томского университета систем управления и радиоэлектроники и Алматинского университета менеджмента. Речь шла о мерах, направленных на развитие центров креативных индустрий и интегрированных в городскую среду кластеров, научно-предпринимательских проектов и волонтерских экспедиций с использованием методов социального проектирования и коммуникативных стратегий продвижения. Был представлен вклад этих мер в создание рабочих мест для образованной творческой молодежи. Участники сессии согласились в том, что в целом три дня конференции не только представили проекты, но и дали решения многим проблемам, и потому так важно создавать коллаборации университетов для обмена идеями.

В рамках трека репутация «Репутация» были представлены два основных доклада, предлагающие взглянуть на факторы ее формирования.  Заместитель вице-президента по внешним связям и репутации Манчестерского университета Алан Фернс выделил несколько ключевых условий, соблюдение которых обеспечивает поддержание и наращивание репутации – среди них  социальная ответственность как забота о своих студентах и обществе в целом, устойчивое развитие, выстраивание партнерских отношений с властью и обществом, в том числе через качественный сторителлинг, а также постоянная внутренняя рефлексия, оценка фидбеков и целевые исследования. Он особо выделил необходимость не только реализовывать заявленную стратегию роста и развития, но и ежедневно превосходить заявленные цели и оправдывать ожидания.

Еще один основной доклад представила проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич. Говоря об итогах проекта 5-100 (2013-2020 гг.), она предложила задуматься о том, что значит для вузов государственная политика поддержки лидеров академического рынка. Сама же обратила внимание на то, что программы поддержки академического лидерства во всем мире ведут не только к увеличению количества лучших, но в качестве косвенных эффектов также улучшают общее состояние системы за счет влияния лучших на другие университеты. В ответ на проблемный вопрос о том, не приведет ли поддержка сильных к смерти слабых, директор санкт-петербургского кампуса Сергей Кадочников отметил, что на разных этапах развития работают разные модели стимулов – либо конкуренция как возможность поощрения лучших, либо кооперация как отклик на запрос о справедливости, что важно учитывать. Развивая мысль о соотношении конкуренции и кооперации, Мария Марковна определила их как инь и янь, которые невозможно разделить.

«Для меня понятие конкуренции неотделимо от понятия рынка – то, как ты определяешь границы рынка и его специфику, определяет твое поведение. Важно думать о своих сравнительных преимуществах, о том, как можно сконструировать значимый для себя рынок и на нем искать свою аудиторию. Важно взращивать свою уникальность. Лидерство – это еще и возможность увидеть рынки, которые до вас никто не видел. Мне кажется, что успех Вышки как раз в том, что мы видим ресурсы, про которые никто не думает как про ресурсы, приходим туда, фреймируем рынок и приглашаем на него других для создания экосистемы. В деле создания новых инструментов влияния мы ведем себя как Пастер, испытывавший вакцину на себе – сначала испытываем новое на площадке Московской Вышки, в случае успеха распространяем в кампусы и при получении устойчивых позитивных результатов предлагаем другим университетам к использованию», – рассказала она.

Говоря об итогах конференции в целом, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников отметил, что во взаимодействии с коллегами удалось нащупать тему, попадающую в нерв университетской жизни и определяющую эту жизнь на долгие годы.

Кадочников Сергей Михайлович

Сергей Михайлович Кадочников, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:

Мы открыли обсуждение региональной проекции развития российского образования. Третья миссия касается всех университетов, но те из них, которые являются единственными или одними из немногих в городе, несут неизмеримо больший груз ответственности перед регионом пребывания. Эта ответственность выходит за рамки образования и науки в сферу партнерства с местной властью и бизнесом и включение в региональную повестку, позволяющее, с одной стороны, отвечать на их запросы, с другой стороны – задавать ориентиры движения. Чтобы сделать на этом акцент, мы перевернули оптику и по-новому взглянули на тренды дискуссии – пригласили на пленарную сессию конференции именно такие университеты и предложили им поделиться своими уникальными кейсами. Очевидно, что эти университеты гораздо сильнее продвинулись в том, что мы называем вкладом в развитие территории, чем любой ведущий университет крупного города. Без таких университетов территория теряет центр жизни, что-то самое главное. Речь не идет о том, чтобы умалять значение ведущих университетов, но важно уловить эту чувствительную «струну» российского образования и предложить делать что-то вместе. Совместная деятельность в рамках сетевых проектов не только подчеркивает значимость того, чем занимаются университеты в регионах, но и обеспечивает им ресурсную поддержку, чтобы не только они росли по-другому, но в целом росло все российское образование. Когда мы говорим о больших вызовах в развитии вплоть до 2030 года, мы понимаем, что эти вызовы не только мировые, но и общероссийские. Университеты должны на них откликаться, и как результат этой деятельности появятся другие университеты – не обязательно новые, но совершенно другие.

Юдкевич Мария Марковна

Мария Марковна Юдкевич, проректор НИУ ВШЭ:

После полутора лет жизни в онлайн-формате мы наконец получили возможность провести и одновременно поучаствовать в очень значимой для университета и давно ставшей традиционной конференции, которая всегда собирает в питерском кампусе коллег из разных кампусов Вышки и из других университетов, российских и международных. Мне кажется символичным, что мы прервали наш офлайн-детокс мероприятием, посвященным вопросам развития системы высшего образования. За этот пандемический год она, как и многие другие стороны общества, не только понесла определенные потери, но также стала площадкой для огромного количества открывшихся новых возможностей. Приятно было видеть и обсуждать с коллегами, как университеты этими возможностями воспользовались – и для того, чтобы переосмыслить ставшие рутинными практики, и чтобы зафиксировать новые, а также для того, чтобы переосмыслить идею академического пространства и найти новые коллаборации, новые инициативы и совместные проекты. Приятно видеть, как в процессе реального общения людей разные университеты из разных географических точек по сути становятся гораздо ближе друг к другу благодаря равноценному обмену знаниями. Переход в цифру в эпоху пандемии создал возможность для географически удаленных от центра и, может быть, наделенных меньшими инфраструктурных ресурсами университетов запускать проекты, не привязанные к этим ресурсам. Как исследователь систем высшего образования я вижу подтверждение своего тезиса о том, что невозможно говорить о группе лучших вузов вне контекста системы высшего образования, и что любая кооперация и помощь другим университетам – это всегда очень выгодный для университетов процесс, потому что делает сильнее не конкретные университеты, а саму систему высшего образования в целом. И мне кажется, что здесь, на конференции, мы видим консолидацию нас именно как систему высшего образования — это очень важный контекст.

Сергей Николаевич Бочаров, ректор Алтайского государственного университета, г. Барнаул:

Конференция – это всегда новые контакты, новые мысли и идеи. Такие идеи очень ценны, порой они превращаются в важные решения и внутриуниверситетские проекты. Хочу сказать, что предложения ВШЭ другим вузам в рамках сотрудничества, безусловно, способствуют укреплению системы образования в долгосрочной перспективе. Я согласен с ними и с тем, что можно развивать кооперацию, а не конкуренцию. С одной стороны, понятно, что университеты конкурируют за абитуриентов, за финансирование, за места в программе «Приоритет 2030», и порой это провоцирует поведение в стиле «царь горы». С другой стороны, становится очевидным, что у такой стратегии нет будущего, потому что в этом случае мы фактически обрекаем себя на внутренние ресурсы. А во взаимодействии рождается нечто новое, так что хорошо бы найти золотую середину. Мне кажется, что именно с этой точки зрения университеты все больше смотрят друг на друга – с позиции социальной ответственности.  Что я могу дать — вот в чем главный мотив и смысл этой конференции, и это в полной мере укладывается в тему третьей миссии университетов.

Генеральный партнер

Партнеры

Информационные партнеры