• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стриминговым сервисам ещё точно есть куда расти»

В конце марта в Питерской Вышке прошла встреча с Александрой Нелюбиной, директором по производству и продвижению контента «Амедиатеки». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Медиамастерская», который организовали НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и издательский дом «Комсомольская правда». Александра рассказывает, какое будущее ждёт стриминговые сервисы в России и как «Амедиатека» работала над «Игрой Престолов».

«Стриминговым сервисам ещё точно есть куда расти»

iStock

Рынок стриминговых сервисов в России

Когда «Амедиатека» запускалась восемь лет назад, на рынке стриминговых сервисов в нашей стране были заметные игроки, но сам рынок при этом формировался. Нам даже говорили, что компания не сможет зарабатывать в России — здесь якобы никто не будет платить за контент. Прошло не так много времени, но ситуация кардинально изменилась: люди начали активно смотреть кино и сериалы через стриминги. 

Несмотря на то, что сейчас стриминговые сервисы стали обычной частью жизни россиян, у меня нет ощущения, что рынок пресыщен. За время пандемии стриминги стали ещё популярнее, однако появились новые сложности. Сейчас мировые голливудские студии стоят и ничего не могут снимать. Премьер очень мало, а рынку это не на пользу. 

Что будет со стримингами дальше — покажет время. Есть мнение, что компании объединятся и останутся только две-три крупные. Другое мнение гласит, что некоторые компании и вовсе исчезнут. В целом сейчас идёт война за контент: все контракты с мировыми студиями распределены между крупными игроками российского рынка. Кроме того, производят и стримят контент все кому не лень, и из-за этого выше конкуренция.

Стриминговым сервисам ещё точно есть куда расти. Прежде всего, нужно разбираться с пиратским контентом: его потребляет достаточно большое количество российских зрителей. Сейчас люди начали понимать, что интеллектуальную собственность тоже необходимо оплачивать — ведь кто-то трудится, чтобы другие развлекались. Но, к сожалению, это осознание приходит медленно.

Я сама подписана на все существующие онлайн-кинотеатры за свой счет, хотя у меня есть возможность пользоваться промокодами. Таким образом я проявляю уважение к работе коллег, но мне при этом хочется, чтобы и нашу работу уважали.

Мне также хочется, чтобы стриминговые сервисы нашли больше зрителей в регионах. Сейчас «Амедиатекой» в основном пользуются в Москве и в Петербурге. 

Истории, которые становятся популярными на западе

Если сериал попадает на Netflix, это не значит, что весь мир начнёт его смотреть. Там обычно оказываются истории, которые понятны каждому человеку. Например, сериал про экзистенциальную русскую глубинку туда вряд ли попадёт, потому что это слишком локальная история. А вот российский сериал про роботов или эпидемию на Netflix вполне могут взять.

Ещё на Netflix попал сериал «Троцкий». Думаю, потому что это история, которую все знают. Троцкий — всемирно известная личность, и он общался с Фридой Кало — знаменитой художницей. Многие интересуются Советским Союзом, нет ничего удивительного, что сериал попал на большую зарубежную площадку. Поэтому если сейчас кто-то задумывается над производством контента, он должен в первую очередь делать историю, которая будет понятна зрителю из любого уголка мира. 

Мне кажется, в России научились делать отличные спецэффекты для кино и сериалов. По качеству производства у нас конкурентоспособный контент. Но вот хороших сценаристов в стране сейчас не хватает. Бывает, фильм снят классно, только вот смотреть его неинтересно. Не хватает персонажей, которым можно сопереживать, и какой-то близкой истории. Так что студентам, которые хотят попасть в медиа и умеют хорошо писать, стоит задуматься о карьере сценариста.

Работа над последним сезоном «Игры Престолов»

«Игра Престолов» — один из самых больших проектов, над которым работала «Амедиатека». Я очень рада, что смогла стать частью этого мирового сумасшествия. Больше всего мне запомнился ажиотаж от последнего сезона — кажется, его смотрели везде, где только можно. Последний сезон «Игры Престолов» вырастил просмотры «Амедиатеки» в десять раз. У нас даже сервера пару раз такого потока людей не выдержали — мы не ожидали, что их столько будет. 

Мне кажется, в тот момент мы ощущали не только единение со зрителем, но и со всем миром. «Игра Престолов» выходила в четыре часа утра по московскому времени, но огромное количество людей просыпалось и смотрело сериал именно в это время. Ведь самые крутые фанаты начинают обсуждать серию почти сразу, и по пути на работу легко поймать спойлеры.

Когда мы выпускали последний сезон «Игры Престолов», у нас с коллегами не было ни одного выходного, но зато мы придумали несколько крутых проектов. Прежде всего, нам хотелось привлечь новую аудиторию к сериалу, но при этом нам было важно напомнить остальным, что можно пересмотреть «Игру Престолов». Тогда мы отправили нашего знакомого Андрея в московский кинотеатр «Октябрь». Там он сидел в стеклянном кубе и целую неделю смотрел «Игру Престолов» по сезону в день. Параллельно с этим мы запустили прямую трансляцию всех действий Андрея во «ВКонтакте». В итоге, нашему знакомому под куб начали приносить еду, к нему стучались, и у него даже появились собственные фанаты. 

Ещё мы сделали крипту «Игры Престолов» в московском центре современного искусства «Винзавод». Для каждого персонажа мы создали надгробие с QR-кодом. Когда пользователи его сканировали, они могли ещё раз пересмотреть момент смерти персонажа. Посетители этой крипты могли увидеть дракона и послушать лекции про исторический контекст «Игры Престолов». 

Финальную серия «Игры Престолов» мы решили показать на стадионе. Когда в HBO узнали об этом желании, они сказали: «Crazy Russians». До нас так никто не делал. В итоге премьера прошла под звуки оркестра, а на стадионе собрались толпы людей.

Финал сериала зрители тогда восприняли неоднозначно, некоторые даже уходили со стадиона грустными. Но то, что зрители не согласились с концовкой, легко понять. Ведь Джордж Мартин ещё не дописал книги, и финал писали в HBO. У меня диссонанса не было: мне кажется, сезоны получились достаточно подробными, в них много отсылок. Наоборот, я считаю, что всем не угодишь. Лучше опираться на своё чутьё. Пока одни проклинали сценаристов Бениоффа и Вайса, другие, наоборот, говорили, что они вовремя закончили проект и им удалось сделать это красиво.

Секрет успеха в профессиональной среде

Мне кажется, успех в профессиональной среде часто зависит от удачи. Вот, например, HBO вообще не хотела снимать «Игру Престолов», но посмотрите, что получилось! Иногда важно оказаться в нужное время в нужном месте. 

Сейчас очень важно быть профессионалом — копаться в теме, разбираться в ней, задавать вопросы, пробиваться к другим специалистам, знакомиться с ними и набираться опыта. Если у студента есть задатки сценариста или готовый сценарий, я рекомендую ему погрузиться в профессиональную среду. Нужно подписаться на сообщества фестивалей и онлайн-кинотеатров, потому что там публикуют информацию о питчингах. Это не ерунда, так действительно можно пробиться, качественных сценариев сейчас очень не хватает.

Посмотреть запись встречи с Александрой Нелюбиной можно на Youtube-канале Питерской Вышки.