• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работать учителем без педагогического образования? Рассказывает выпускница магистратуры

Юлия Молдованова — выпускница магистерской программы «Прикладная экономика и математические методы» и участница программы «Учитель для России». Юлия поделилась, как давняя тяга к преподаванию переросла в профессию и чему она научилась как педагог.

Как работать учителем без педагогического образования? Рассказывает выпускница магистратуры

Фото из личного архива Юлии Молдовановой

Любовь к математике и выбор специальности

Моё увлечение математикой появилось ещё в школе. Мне было очень интересно на уроках, нравилось решать задачи и примеры, доходить до верного ответа. Это обусловило мой выбор специальности: в Томске я закончила факультет прикладной математики и кибернетики по математическому направлению. В магистратуру я хотела поступать именно в Питерскую Вышку и выбирала направление, связанное с моим бакалавриатом, поэтому остановилась на программе «Прикладная экономика и математические методы».

В магистратуре меня больше привлекали практические дисциплины —  например, программирование на Python. Мне это было даже интереснее, чем сама экономика, потому что душа у меня больше лежит к точным наукам.

Мне нравилось изучать новое бок о бок с профессионалами своего дела — преподавателями и моими талантливыми однокурсниками. В процессе учёбы я проводила исследование, посвящённое успеваемости студентов: из всех предложенных тем эта показалась мне наиболее применимой. Нам предоставляли пул оценок, и мы пытались выяснить, что на них влияет. Рассматривали, что за школу заканчивал студент, из какого региона приехал, какого он пола и так далее. Также выясняли, влияет ли успеваемость на первых курсах университета на выбор дальнейшей траектории обучения. 

Интерес к сфере образования

Ещё со школьных лет мне хотелось стать учителем. Но в моём родном городе на педагогический факультет поступать не особенно престижно. Если пошёл на такую специальность, значит, больше никуда не поступил. Поэтому я выбрала бакалавриат и магистратуру по математике. Преподавание было в моей жизни всегда. Каждое лето с десятого класса я ездила работать вожатой, а в бакалавриате подрабатывала репетитором по математике. 

Когда поступила в магистратуру, поначалу продолжила репетиторство.  Но потом поняла, что расстояния здесь намного больше, и постоянные разъезды меня очень утомляют. Поэтому я решила устроиться учителем в какой-нибудь онлайн-сервис и попала в Skyeng. Там я начала преподавать математику. 

Занятия в магистратуре проходили вечером, так что с утра можно было поработать. С индивидуальным подходом у меня на тот момент не было проблем, а вот структурировать материал я научилась именно там. Я выписывала основные моменты и делала памятки для учеников.

Волонтёрство в Индии

На первом курсе магистратуры я ездила в Индию волонтёром на две-три недели. Я давно хотела поехать именно в Калькутту и посмотреть на всё своими глазами. Мне рассказывали, что люди там живут бедно, но я не представляла насколько. Люди мылись на улице, и там же проходили канализационные трубы открытого типа. 

Я работала помощником преподавателя и проводила внеурочные занятия: мы с детьми играли, лепили открытки… В общем, делали то, что не требует знания английского языка, потому что они владели им не очень хорошо. Мне было тяжело видеть, что я не могу помочь детям, хотя им и непросто. Там семьи большие, и родители заняты работой, чтобы прокормить их. На духовно-нравственное воспитание времени не остаётся. А ведь каждому ребёнку нужно, чтобы его обняли и заметили. 

Онлайн-школа по ментальной арифметике

Во время учёбы в магистратуре я обучилась ментальной арифметике. Эта методика развивает мелкую моторику и память. Благодаря ей можно быстро считать в уме большие числа. 

Обычно ментальную арифметику преподают детям до восьми лет, но мне не хотелось работать с учениками этого возраста. Поэтому я создала собственную школу, чтобы обучать взрослых методике преподавания.

Школа — это самодельный проект: я записывала базу уроков с видеографом, ещё один преподаватель занимался скайп-сессиями и отвечал на вопросы, а моя подруга помогала с рекламой и другими важными организационными моментами. Мы продвигались через рекламу у медийных друзей, потому что не справились бы с таргетом — и по силам, и по деньгам. Поэтому клиентов у нас было немного. Сейчас мы перестали вкладываться в это дело: если кто-то случайно зайдёт на сайт, то может записаться на занятия, и мы его обучим, но мы больше не занимаемся рекламой и развитием проекта.

Участие в «Учителе для России»

Суть программы «Учитель для России» заключается в том, что выпускники разных специальностей в течение двух лет работают учителями в обычных школах. Это улучшает образовательные возможности для детей из регионов России и открывает выпускникам других специальностей путь в профессию педагога.

Отбор и обучение

Раньше в Петербурге был клуб «Учитель для России», там мне рассказали поподробнее о программе. Тогда я поняла, что «Учитель для России» соответствует всем моим желаниям и нуждам: можно работать в школе с поддержкой и без педагогического образования.

Отбор на программу проходит в несколько этапов, на первом нужно заполнить анкету. Её у меня приняли не с первого раза — мне нужно было не стесняться и ярче писать о себе. Вторым этапом было скайп-собеседование: нужно рассказать о себе и решить несколько кейсов. Третий этап проходил очно: нужно подготовить мини-урок и защитить его перед организаторами. При этом организаторы разыгрывают роли учеников и показывают стрессовые ситуации, которые могут произойти в школе. Это помогает им оценить реакцию кандидата.  После третьего этапа я очень переживала, потому что действительно хотела попасть на программу.

Когда мне осталась только методическая проверка, я не сомневалась, что пройду. Там же не нужно педагогическое образование, а значит подтянуть какие-то навыки мне вполне по силам. В своей математике я тоже не сомневалась, так что тест и беседа с методистом прошли без проблем.

Прежде чем приступить к преподаванию, мы прошли трёхнедельное обучение в Летнем Институте. Там нас обучали методике преподавания в целом и наших предметов в частности, а также рассказывали про психологию детей. После небольшого перерыва мы разъехались по школам Калужской области, где две недели работали в обучающем летнем лагере. В первую половину дня мы проводили увлекательные занятия по своим предметам, а во второй — разные мероприятия. Это было полезно для тех, кто вообще до этого не работал с детьми: до выхода в школу они получили реальную практику.

Потом нам нужно было выбрать регион, где мы будем преподавать два года. На географию я не особенно смотрела — ни один из предложенных городов не был рядом с родным Томском.Я выбирала место по школе — чтобы она была и не в крупном городе, и не в глухой деревне. Я съездила в школу № 22 в Калуге, прошла собеседование, пообщалась с учителями и другими участниками программы, и выбрала именно её.

Работа учителем 

Сейчас у меня два шестых класса, один седьмой и два девятых. В каждом из них я преподаю математику. В седьмом с середины прошлого года я стала классным руководителем. Самая сложная задача для меня в начале пути — выстроить баланс между дисциплиной и человеческими отношениями. Не скажу, что я с первого раза успешно справилась во всех классах с этой ситуацией, в первый год мне было сложно. Но на втором году я уже с опытом понимала, что сработает, а что нет, и было легче выстроить отношения с новыми классами. 

Я могу сказать, что мне очень сильно повезло с коллективом. Коллеги и завучи мне всё объясняют. В бумажной работе я тоже не тону, сейчас всё в онлайн-формате. А вот ожидания от себя как участницы у меня немного не совпали с возможностями. Когда я шла на программу, то думала, что всех детей воспитаю и всё будет прекрасно… Но в реальности меня на все дела не хватает: нагрузка по часам — большая, и при этом мне нужно участвовать в конкурсах и писать отчёты. 

Кроме того, моё отношение к преподаванию математики тоже немного изменилось. Я поняла, что не все ученики обязаны знать и любить мой предмет. Изначально у меня было стремление непременно всем привить эту любовь. Но потом мне захотелось развивать в детях другие не менее полезные качества — например, умение общаться друг с другом. 

Главное, чему я здесь научилась — это умение держать внутренний стержень. То есть, на меня могут злиться, но теперь я не стану обращать на это внимание и буду спокойной. 

Также я начала очень быстро подстраиваться под непредвиденные  ситуации.  Иногда нужно резко выйти на замену другого учителя, а иногда — сориентироваться, когда впервые получаешь классное руководство. 

Мне кажется, на эту программу не стоит идти тем, кому просто интересен новый опыт. Здесь нужна большая отдача. Я считаю, в программе стоит участвовать тем, кто хочет связать свою жизнь с образованием: для таких людей это станет хорошим опытом с отличной психологической и методической поддержкой. Также я думаю, эта программа полезна тем людям, которые хотят изменить сферу образования и готовы активно вовлекаться в этот процесс. 

Планы на будущее

Я точно хочу остаться в сфере образования. В «Учителе для России» есть возможность поработать и третий год, и сейчас я подала заявку на грант, чтобы остаться в той же школе. Если я пройду, то уверена, что мне захочется посмотреть, как мой класс взрослеет. Поэтому я бы хотела ещё минимум два года преподавать в калужской школе №22, а потом — переехать в Петербург или Москву и устроиться работать учителем уже там.
 

Текст подготовила Варвара Комарова,
студентка 4 курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»