«Мне всегда хотелось быть неким связующим звеном между различными культурами»
Считается, что «Востоковедение» — одна из самых сложных программ в кампусе. И совершенно точно известно, что одна из самых интересных, особенно для иностранных студентов. Как иностранцу поступить на «Востоковедение» и к чему нужно быть готовым во время учебы, рассказывают студенты программы из разных стран.
Анна Гусакова, студентка 2-го курса из Приднестровской Молдавской Республики. Основной восточный язык — арабский.
— Расскажи о своей истории поступления в Питерскую Вышку.
Я поступила в Высшую школу экономики благодаря призовым местам, полученным на Международной олимпиаде молодежи. О возможности поступления таким путем я знала давно, поэтому со всей серьезностью отнеслась к этой траектории поступления. Еще в 11 классе, в декабре, я узнала о том, что мои результаты позволяют пройти на выбранное направление, а затем оставалось лишь загрузить нужные документы на портал вуза.
— Почему тебя заинтересовало востоковедение, и ты решила поступать на эту образовательную программу?
Любовь к гуманитарным наукам подтолкнула меня на выбор такой необычной программы. Мне всегда хотелось быть неким связующим звеном между различными культурами, но ограничиваться изучением взаимоотношений между государствами не хотелось. Привлекательной показалась возможность комплексного изучения Востока, в выборе же конкретного направления у меня сомнений не возникло: мусульманский мир давно вызывал особый интерес, казался чем-то невероятно далеким и сказочным. Так я поняла, что хочу познакомиться со спецификой Ближнего Востока на профессиональном уровне.
— С какими основными сложностями ты столкнулась в процессе поступления и обучения?
Значительных трудностей никогда не возникало.
— Расскажи, пожалуйста, про свое общежитие.
Я проживаю в замечательном общежитии на улице Запорожской, мне там нравится. Сотрудники доброжелательные, соседи – хорошие.
— Что для тебя, как для иностранца, было очень непривычно в плане адаптации?
Ничего кардинально непривычного для меня здесь не было. Порой вызывали удивление характерные для Петербурга стилевые обороты, приходилось задумываться о значении услышанных слов, но это было интересно. И первое время меня слегка огорчала некая «холодность-замкнутость» некоторых собеседников. Для меня, выросшей на юге, особенности поведения «людей севера» были непривычными.
— Что тебе больше всего нравится в Вышке и что не нравится?
Очень нравится всестороннее взаимодействие вуза со студентами, наличие хорошо развитого информационного пространства и корпоративных онлайн-платформ, большой выбор мероприятий научного характера. Нравится, что в каждом корпусе есть множество мест, где с комфортом можно и заниматься учебой, и передохнуть. Ощущается комфорт в общении с преподавателями и работниками университета, радует присутствие кураторов, тьюторов, возможность внеучебной деятельности. Пожалуй, единственное, что к данному моменту успело не понравиться – это наличие невыборных непрофильных дисциплин (дисциплины общего цикла, которые являются неотъемлемой частью университетского образования и обязательные для всех студентов НИУ ВШЭ, равно как и других вузов РФ – прим. ред.).
— Стоит ли иностранным студентам выбирать Питерскую Вышку?
Не вижу причин для иностранцев не выбирать Вышку, поэтому расскажу, почему стоит выбрать. Во-первых, зачастую помощь от вуза поступает еще до того, как осознаешь потребность в ней. Во-вторых, для иностранцев создана комфортная атмосфера в процессе обучения. В-третьих, замечательный преподавательский состав. В-четвертых, в Вышке уже обучается значительное количество иностранных студентов, и всегда можно встретить своих соотечественников или познакомиться с людьми из разных уголков планеты.
— Что ты ждешь от учебы на «Востоковедении» в ближайшие несколько лет?
Надеюсь приобрести качественную базу знаний и получить максимально возможное количество положительных эмоций от моей студенческой жизни. Также рассчитываю на то, что удастся пройти интересную стажировку или поучаствовать в программе международной академической мобильности.
Глеб Истрашкин, студент 3-го курса из Киргизской Республики. Основной восточный язык — японский.
— Почему тебя заинтересовало «Востоковедение», и ты решил поступать на эту образовательную программу?
Мой интерес к Востоку возник благодаря моим родителям и тому факту, что я жил фактически в центре Азии, моя страна граничит с Китаем.
Помимо этого, с детства я интересовался изучением языков, и, самое главное, у меня это хорошо получалось, что также послужило стимулом к выбору данного направления. Плюс, я ознакомился с буклетом программы «Востоковедение» для абитуриентов, и понял, что с теми знаниями, которые дают здесь, я могу найти себя в самых различных сферах: начиная от преподавания и заканчивая международными отношениями и работы в дипломатическом корпусе.
— С какими основными сложностями ты столкнулся в процессе поступления и обучения?
В принципе, их не было, поскольку примерно та же самая среда у меня была и в Бишкеке. Сложно было найти хороших друзей, хотя я жил с другими иностранцами в общежитии. Но здесь скорее дело во мне, потому что я не слишком шел на контакт первое время. В целом, я адаптировался весь первый семестр, что не лучшим образом отразилось на моей успеваемости, но со второго семестра все изменилось в лучшую сторону.
— Расскажи, пожалуйста, про свое общежитие.
Сначала мне не понравились бытовые условия, но меня обнадежила информация о скором ремонте. И действительно, через полгода нас заселили в то же, но совершенно обновленное общежитие. Я был приятно удивлен, насколько было все красиво и качественно сделано. Я до сих пор очень доволен своей комнатой.
— Что для тебя, как для иностранца, было очень непривычно в плане адаптации?
Самым непривычным моментом была излишняя бюрократия. Никогда в жизни я столько не бегал с бумажками, особенно когда подавал документы на получение банковской карты. Поначалу было сложно, но уже примерно через месяц я привык к формальным моментам.
Также было сложно, когда на первом курсе я заболел в самом начале модуля. Я не знал, что делать и в какую больницу идти, даже со страховкой. Поэтому я пошел в частную поликлинику, и там мне уже помогли.
В культурном плане Питер в ряде аспектов отличается от того, что я видел у себя на родине, некоторые моменты были непривычны. Например, весь черный хлеб называют хлебом. Забавно.
— Что тебе больше всего нравится в Вышке и что не нравится?
Больше всего мне нравится то, что у Вышки очень много контактов с другими организациями, в которых можно работать и развиваться. Например, на Неделе карьере присутствовали больше 20 или 30 разных компаний, в которых каждый студент мог найти своего будущего работодателя. На мой взгляд, это круто и удобно.
Также, лучшее, что здесь есть – майноры. Если выбрать полезный, то вполне возможно, что он станет твоей будущей специальностью. Самый лучший майнор, по секрету, по обработке и анализу данных. Он просто изменил меня: если я раньше не особо любил программирование, то сейчас это одно из моих приоритетных направлений.
— Стоит ли иностранным студентам выбирать Питерскую Вышку?
Иностранцу стоит выбрать Вышку, потому что это, во-первых, один из лучших университетов России. Во-вторых, как я говорил раньше, Вышка дает много возможностей, которые можно использовать для собственного развития. В-третьих, здесь масса целеустремленных людей, с которыми можно познакомиться и, например, создать собственное дело или стартап.
В Вышке есть и минусы, но они не такие значимые, поэтому не стоит обращать на них внимание и смело можно поступать.
— Что ты ждешь от учебы на «Востоковедении» в ближайшие несколько лет?
Я надеюсь, что смогу поехать на стажировку в Японию или Китай от вуза, хотя бы на семестр, но в связи с пандемией эти мечты кажутся лишь мечтами.
Елизавета Коваль, студентка 4-го курса из Белоруссии. Основной восточный язык — китайский.
— Расскажи о своей истории поступления в Питерскую Вышку.
Изначально я подавала документы на менеджмент, но не хватило балла для прохождения на скидку, что было принципиальным моментом для моей семьи. Мне предложили рассмотреть факультеты, где засчитывался экзамен по русскому языку вместо математики. Выбирая между юриспруденцией и востоковедением, я подумала, что учить китайский интересней, чем уголовный кодекс, поэтому я здесь.
— Почему тебя заинтересовало «Востоковедение», и ты решила поступать на эту образовательную программу?
Честно говоря, совершенно ничего не знала об этой программе до момента посещения международного офиса Вышки летом 2017 года.
— С какими основными сложностями ты столкнулась в процессе поступления и обучения?
Каждая сессия — это сложно, причем чем старше курс, тем больше объем материала для подготовки к экзаменам и тем сложнее пережить эту неделю. Хотя надо сказать, до экзаменов все кажется гораздо более страшным, чем на самом деле есть. Кроме того, с каждым годом все проще начинаешь относиться к оценкам, поэтому весь этот учебный стресс, конкретно в моем случае, остался на первом курсе, когда я думала, что из-за отсутствия музыкального слуха я никогда не смогу распознать 4 китайских фонетических тона.
— Расскажи, пожалуйста, про свое общежитие.
— Я живу в общежитии на улице Шевченко, можно сказать, в самом сердце Васильевского острова. Супер. Сложно что-то еще добавить. Атмосферу общежития прежде всего создают сами студенты и, должна сказать, за эти годы я познакомилась с кучей классных ребят, а с некоторыми из них мы очень сблизились. А еще в общаге всегда кипит жизнь, так что те самые незабываемые «студенческие годы» вам обеспечены.
— Что для тебя, как для иностранца, было очень непривычно в плане адаптации?
У меня процесс адаптации был связан исключительно с ориентацией на новой местности. Программа 2ГИС — это must have для иностранца в России, мне она нравится значительно больше Яндекс карт, но это уже кому как.
А, вспомнила один случай, который выдал мои белорусские корни. Это был первый месяц жизни в Питере, и я вызывала такси до корпуса на Кантемировской. В белорусском языке мягкой буквы «т» не бывает, поэтому вначале эту улицу я называла Кантэмировская. Когда я села в машину и по привычке назвала адрес: «Кантэмировская, дом 3», водитель удивленно переспросил: «Куда?..»
— Что тебе больше всего нравится в Вышке и что не нравится?
В Вышке мне нравятся преподаватели, студенты, с которыми я учусь. С образовательным процессом, честно говоря, есть трудности, но надо сказать, что я ни разу не жалела о моем спонтанном выборе факультета и программы.
— Стоит ли иностранным студентам выбирать Питерскую Вышку?
В общем и целом, здесь хорошо, но не отлично. Если государство дает возможность учиться бесплатно в другой стране, то надо хвататься за такой опыт. Программа «Востоковедение» – в основном русскоязычная, и наши иностранцы – это ребята из стран Таможенного Союза, поэтому сложно ответить на этот вопрос. Иностранцам из дальнего зарубежья, которым нравится культура России, есть смысл приезжать в Питерскую Вышку и поступать на англоязычные программы. В Петербурге можно жить красиво и интересно.
— Что ты ждешь от учебы на «Востоковедении» в ближайшие несколько лет?
Жду, что на пятом курсе появится возможность полноценно совмещать работу с учебой. Ну и если эпидемиологическая ситуация улучшится, то конечно же хотелось бы поехать на мобильность в Китай.
Иброхим Акромов, студент 3-го куса из Узбекистана. Основной восточный язык — арабский.
— Расскажи о своей истории поступления в Питерскую Вышку.
Я поступил в Вышку на программу «Востоковедение» через Международную олимпиаду молодежи. Эта олимпиада проводится каждый год самой Вышкой во многих странах по всему миру, в том числе и в моей. В октябре 2017 года я стал призером по направлению «Востоковедение». Это позволило мне подать заявку на поступление в Вышку на бюджет. В итоге, в середине марта 2018 года после собеседования с преподавателем ОП «Востоковедение», я получил положительный ответ на свою заявку.
— Почему тебя заинтересовало «Востоковедение», и ты решил поступать на эту образовательную программу?
Востоковедение, если быть точнее, арабистика, меня заинтересовала еще в 6-ом классе. С 8-го класса я рассматривал это направление одним из приоритетных для себя. Главными причинами стали интерес к событиям на Ближнем Востоке и стремление изучать связи между странами Ближнего Востока и Центральной Азии, в том числе и Узбекистаном.
— С какими основными сложностями ты столкнулся в процессе поступления и обучения?
Проблем при поступлении как таковых не было, только мелкие детали при сборе документов. Однако, в процессе обучения основной моей проблемой было привыкнуть к новому темпу учебы. Она была и есть намного быстрее, чем в школе или колледже.
— Расскажи, пожалуйста, про свое общежитие.
Мое общежитие стало для меня вторым домом. Там и позитивно настроенные студенты, и просто прекрасные условия жизни, начиная от новой мебели, заканчивая своей прачечной в общежитии.
— Что для тебя, как для иностранца, было очень непривычно в плане адаптации?
Я целый год привыкал к новому весьма суровому холодному климату Санкт-Петербурга. Я очень сильно болел каждые два месяца в течение всего первого курса, но вот адаптация к университету была быстрой. Возможно, это из-за того, что я ранее учился в колледже (колледж в Узбекистане – это не продолжение школы, это «демо-версия» вуза, где за студентами уже не присматривает классный руководитель, – прим. ред.).
— Что тебе больше всего нравится в Вышке и что не нравится?
Больше всего мне нравятся мои преподаватели, менше всего – небольшая бюрократия, которая присутствует в нашем университете.
— Стоит ли иностранным студентам выбирать Питерскую Вышку?
Стоит, во-первых, из-за того, что в Вышке имеются бюджетные места для иностранцев. Во-вторых, в Вышке действительно отлично преподают. В-третьих, в Вышке помогают самореализоваться. Не стоит лишь из-за одной причины: если иностранец не готов выйти далеко за пределы своей зоны комфорта.
— Что ты ждешь от учебы на Востоковедении в ближайшие несколько лет?
Я надеюсь, что университет поможет мне со стажировкой в одном из престижных университетов Ближнего Востока. Также я надеюсь на помощь Вышки при поступлении в магистратуру.