Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мэри Поппинс в шляпке, с револьвером и в красной Москве

На заре советской власти попасть в Россию иностранцу было непросто. Большевики хотели видеть гостей из-за рубежа, но страну открыли не сразу. О том, что удивляло интуристов, и почему не удалось очаровать приглашённых английских архитекторов — IQ рассказывает на основе исследования историка архитектуры, преподавателя НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Ксении Малич.

Иностранные туристы на красной площади, 1935 год

Иностранные туристы на красной площади, 1935 год
pastvu.com

Дорога в неизвестность

В 1932 году собиравшейся в СССР английской журналистке и литератору Хелен Гофф посоветовали взять с собой револьвер. Прославившая её повесть «Мэри Поппинс» ещё не вышла в свет, псевдоним писательницы — Памела Трэверс не давал никаких привилегий, поэтому британская подданная стала обычным туристом. Необычной была лишь страна путешествия. 

Но что там револьвер — мелочи! Отправлявшиеся в Советский Союз волновались настолько, что всерьёз писали завещания. Новая империя на обломках старой вызывала восторг и неприятие. Отношение к ней зависело от политических пристрастий, а реальность воочию оказывалась такой парадоксальной, что не разочаровывала ни сторонников, ни противников.


К 1930-м Страна Советов для зарубежных туристов уже более-менее открылась. Первую делегацию — английских рабочих в мае 1920-го принимал лично Ленин. В 1926 году прибыла первая коммерческая группа — 400 человек из США. За 12 лет в 1929–1941 СССР посетили более 133 тысяч иностранцев, максимум (свыше 24 тысяч) — в 1936 году.

Показанное и увиденное

«Чтобы по-настоящему увидеть Россию, не следует ехать туда туристом. Надо выучить язык и путешествовать в одиночку без сомнительной опеки государственных гидов», — напишет Памела Трэверс в книге «Московская экскурсия». Желание на тот момент нереальное. Советское гостеприимство было деятельностью государственного значения, просчитываемой с точки зрения экономики и идеологии. Поэтому гидов целенаправленно обучали, а экскурсии делали едиными и содержательно выверенными.

Дом Здоровье Знаменитости Культура Литература Наука Общество Политика Психология Путешествия Хобби

Трэверс в Москве показали Мавзолей, тюрьму, церковь, фабрику, стадион, театр, свадьбу, развод, суд, детский сад… Стандартный набор образцово-показательных объектов вдохновлял, но мог сослужить и дурную службу: на сопоставлении с яркой пропагандой интуристам лучше запоминалась типичная повседневность.

«Вдоль всех улиц тянутся очереди за продуктами, — читаем в «Московской экскурсии». — Люди стоят молча и серо. Их выносливость поразительна. На лицах застыло постоянное отсутствующее выражение, словно они находятся под наркозом. Это голод? Может, они и в самом деле, как утверждают антикоммунисты, питаются лишь лозунгами и мечтами об обещанном им рае на земле?».

Особое приглашение

Основную часть путешественников привозил «Интурист», созданный в апреле 1929 года. Впрочем, коллективное мнение формируют не массы. Чтобы эффективно экспортировать советские достижения, их нужно было предъявить «узкой» аудитории, прежде всего западной интеллигенции.

С такой публикой ещё до «Интуриста» работало Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Оно приглашало и принимало представителей культуры, искусства, науки, образования. В 1925–1929 годах по линии ВОКСА СССР посетили почти 5,4 тысячи иностранцев.

Писатель Герберт Уэллс на Красной площади во время проведения общемосковского парада физкультурников, 1934 год

Интерес был обоюдным. Посмотреть на первое в мире государство рабочих и крестьян зарубежные писатели, художники, актёры, учёные хотели не меньше, чем государство им себя показать. Были в этом списке и архитекторы. Страну они оценивали по градостроительной «одёжке», а новая власть крайне нуждалась в контактах с ними.

«Приглашая иностранных зодчих, чиновники надеялись завербовать специалистов, знакомых с инфраструктурой современного строительного производства, и продемонстрировать всему миру, что эксперимент Современного движения, о котором грезили многие европейские функционалисты, возможен лишь в условиях тотального обновления, то есть только в СССР», — говорит историк архитектуры, старший преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Ксения Малич.

За мечтой и экспериментом

Сторонникам новой архитектуры государство, отменившее личное землевладение, казалось воплощением мечты — возможности «строить современные города, не оглядываясь на границы частных участков». Поэтому за вдохновением и экспериментом в конце 1920-х–начале 1930-х сюда поехали специалисты из разных стран.

Первым договор с советской стороной в 1925 году заключил Эрих Мендельсон, к тому времени уже реализовавший идею «Башни Эйнштейна» в Потсдаме. В СССР ему предстояло потрудиться над комплексом зданий фабрики «Красное Знамя» в Ленинграде. В действительности появилось только одно — силовая подстанция. Не найдя контакта с ленинградскими коллегами, Мендельсон через пару лет не просто уехал, а отказался от авторства в проекте.

Силовая подстанция фабрики «Красная Заря»

Городами в Сибири занималась группа под руководством немецкого зодчего Эрнста Мая. В 1931-м вместе с учениками в Советский Союз прибыл бывший директор знаменитой школы «Баухауз» швейцарец Ханнес Майер. В 1928-м конкурс на проектирование здания Центросоюза в Москве выиграл француз Ле Корбюзье.

В другом конкурсе — на Дворец Советов — проект Ле Корбюзье не победил, но состав претендентов — яркая иллюстрация привлечения иностранцев. От них поступило 24 заявки из 160 (США, Франция, Голландия, Италия, Швейцария, Эстония, Германия).

Проект Дворца Советов Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха

«Командировки» из Лондона

Дворец Советов — первый «рабоче-крестьянский» небоскрёб, ради которого взорвали Храм Христа Спасителя — так и остался в чертежах. Однако состязание по его проектированию — важная страница в истории знакомства СССР и архитекторов из Великобритании. Свои работы они не представляли, но в конкурсе участвовал человек, на тот момент — парижанин, с которого во многом эта история началась.

Звали его Бертольд Любеткин — российский зодчий, эмигрировавший из страны в 1920-е годы. «В том, что среди английских специалистов возник интерес к советскому эксперименту, ему принадлежала важная роль», — считает Ксения Малич.

По материалам российских и британских архивов, в том числе ранее не публиковавшимся записям Любеткина, исследовательница из НИУ ВШЭ рассказала о теме, фактически не изученной — восприятии британцами архитектуры СССР и их поездках сюда в 1920–1930 годы.

Творческие «командировки» были ознакомительными, по особым программам, организовывались через профессиональные институты, Общество культурных связей между Британским Содружеством и СССР, советское торгпредство, «Интурист» и ВОКС.

Первая попытка

В 1928 году, будучи в Лондоне, Бертольд Любеткин по просьбе советского торгпредства искал местных архитекторов для конкурса Дворца Советов. Первым, к кому он обратился, был Клаф Уильямс Эллис.

Портмерион

Создатель известной туристической деревни Портмерион исповедовал традиционные подходы в зодчестве, «лозунгам советской революции» не верил и отказался, «сославшись на неблагоприятный московский климат». Правда через три года именно он окажется в Союзе одним из первых. Увидит Ленинград, Москву, Орел и Харьков, а вернувшись, скажет, «что при такой отсталой индустрии, как в СССР, следует строить из дерева, используя крестьянский труд».

Впечатления на контрасте

Не столь категоричным был секретарь Лондонской архитектурной ассоциации Фрэнк Йербюри. Летом 1932-го он прибыл в Ленинград с группой своих коллег — знакомиться с «новыми стройками правительственного и промышленного типа». В Англии, по итогам поездки, Йербюри опубликует доклад. А пока — в СССР — он активно набирался впечатлений, и, со слов местной прессы, сформулировал их так: «Я пришёл, увидел и побежден».

«Судя по газетным хроникам и фотоархиву Йербюри, для британских зодчих составили очень разнообразную экскурсионную программу», — поясняет Ксения Малич. Так что увидел он на самом деле много. 

В Ленинграде: Эрмитаж, Аничков дворец, Казанский собор, Василеостровскую и Московско-Нарвскую фабрики-кухни, ДК имени Максима Горького, ДК имени Первой пятилетки. А в Москве: Кремль, Красную площадь, здание «Известий», Первый дом Советов, дом Наркомфина. В Нижнем Новгороде — старые усадьбы и Дом Советов. В путешествии по Волге: Казань, Саратов, Самару, Сталинград.

Дом на набережной

Был ли побеждён? Скорее, поражен контрастами. Новые здания нашёл неинтересными «с точки зрения формы, композиции, фактуры», цветовые решения монотонными, отделку небрежной, материалы для строительства низкокачественными.

С другой стороны — восхищение Мавзолеем и системой его подсветки, «типологиями, придуманными для воплощения нового образа жизни и строя» (рабочие клубы с театрами и детскими комнатами, жилмассивы и проч.). Неожиданностью для британца, обвинявшего советскую архитектуру в «желании порвать с прошлым», стала повсеместная и бережная реставрация исторического наследия.

В обратный путь

Профессиональной сферой контрасты не исчерпывались. Удивившись общедоступной медицине и бесплатным детским садам, тот же Фрэнк Йербюри обнаружил классовое неравенство: «Оказалось, что… в нижних отделениях на волжских пароходах едут нищие оборванные крестьяне (“каких, я думал, в наши дни уже не бывает”), в то время как на верхних палубах джентльмены в белых костюмах любуются живописными берегами. Наконец, что рабочие живут в настолько тяж`лых условиях, что “в водке ищут забвения”, ведь “жилищные условия в России худшие в Европе”».

Коммунальная квартира в Москве, 1920-е годы

Неприглядные будни стали одним из факторов, помешавших британцам «воспринять современные эксперименты» в СССР. Свою роль также сыграли их консервативные взгляды. Восхитившись историческим наследием, новую архитектуру специалисты оценили скептически, как слишком радикальную, делает вывод автор исследования.

Приезды из Лондона продолжались до середины 1930-х. Статьи по их результатам выходили в английских архитектурных журналах. В 1932-м, например, материал о градостроительных достижения СССР опубликовал Бертольд Любеткин.

На родине в то время он так и не побывал. Посетит её лишь через 20 лет, после смерти Сталина. Странно, хотя, наверное, и к лучшему. Во второй половине 1930-х контакты с иностранцами постепенно теряли актуальность: эксперименты с новыми градостроительными подходами в стране заканчивались. А главное — находиться здесь становилось опасно.

Аресты, тюрьмы, депортации, расстрелы — иностранных архитекторов всё это тоже коснулось. Понятно, что речь не о туристах, а о тех, кто в СССР работал, но в такой обстановке говорить про «естественные и частные» приглашения в принципе становилось сложнее.

Как и в целом об иностранном туризме. С ростом политических репрессий и недоверия к загранице его поток резко сократился. В мае 1937-го работников «Интуриста» обязали «проявлять предельную осторожность и внимание» к клиентам, «так как среди них могли быть агенты иностранных разведок, шпионы и диверсанты». Через три года, по итогам 1940-го, в организации констатировали полное отсутствие въездных туров, как групповых, так и индивидуальных.
IQ

 

Автор исследования:
Ксения Малич, старший преподаватель Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге