• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коммуникации, креатив и критическое мышление — чему научились студенты программы Skills4Future

18 ноября в Питерской Вышке завершилась метапрограмма Skills4Future. Ее участники в течение месяца работали над проблемными задачами и проектами по включенности молодежи в жизнь города, создавали концепцию фестиваля для Российского этнографического музея, изучали культурные сцены Петербурга и влияние коронавируса на социум. Рассказываем, каких результатов удалось достичь студентам.

Коммуникации, креатив и критическое мышление — чему научились студенты программы Skills4Future

© iStock

О программе

«Метапрограмма Skills4Future» направлена на развитие у студентов широкого спектра «мягких» навыков, таких как коммуникация, командная работа, креативное и критическое мышление. В рамках программы студенты на месяц погружаются в работу интеллектуальных лабораторий, где развивают soft skills и применяют их к практическим и исследовательским задачам.

В 2020 году метапрограмма реализовывалась на английском и русском языках и состоялась полностью в онлайн-формате. Программу прошли более 140 студентов 2-го и 3-го курсов бакалавриата НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Все они принимали участие в создании исследований и проектов одной из четырех интеллектуальных лабораторий:

— «Рождение города хипстеров. Культурное производство в Санкт-Петербурге в 2000-е годы» под руководством кандидата социологических наук, доцента департамента социологии кампуса Маргариты Игоревны Кулевой.

— «Социальная антропология», под руководством PhD, доцента департамента истории Николай Владимировича Ссорина-Чайкова.

— «Креативные индустрии», под руководством кандидата экономических наук, доцента департамента менеджмента Юлии Георгиевны Трабской.

— «Молодежь в городе», под руководством доктора социологических наук, профессора департамента социологии Елены Леонидовны Омельченко.

В каждой лаборатории участники взаимодействовали с академическими координаторами и тьюторами и разрабатывали проекты, направленные на повышение доступности городской среды, популярности музеев, а также на переосмысление культурных производств Петербурга и социального опыта, который получило общество во время пандемии.

Помимо работы в интеллектуальных лабораториях, студенты также принимали участие в общих мероприятиях программы. Профессор Института образования Университетского колледжа Лондона Наташи Керш выступила перед студентами с лекцией, посвященной развитию компетенций и навыков. Участники метапрограммы также прошли мастер-классы профессора Роттердамской бизнес-школы Гедре Василяускейте и доцента департамента менеджмента Елены Игоревны Кудрявцевой, каждый из которых был посвящен развитию одного из «мягких» навыков: коммуникации и командной работе, креативному и критическому мышлению.

О проектах студентов

Итоговые проекты команды интеллектуальных лаборатории презентовали 18 ноября для всех участников, академических координаторов и экспертов в рамках итоговой сессии программы.

Команда лаборатории «Креативные индустрии» представила проект, созданный совместно с Российским этнографическим музеем. Студенты разработали концепцию музейного фестиваля Feel, который состоит из пяти различных направлений, соответствующих пяти органам чувств человека. Например, National tastes festival (Фестиваль народного вкуса. — Прим. ред.), Hear the Culture (Услышать культуру. — Прим. ред.) и Ethno Beauty (Этническая красота. — Прим. ред.). В рамках фестиваля предполагаются различные активности — творческие выставки, концерты и благотворительные акции. Все они направлены на разные сегменты аудитории и нацелены на повышение узнаваемости музея в городе и привлечение новых коллабораций.

Юлия Георгиевна Трабская,

руководитель лаборатории

Для меня было удовольствием принять участие в проекте Skills4Future. Работа в интеллектуальной лаборатории была очень продуктивной: студенты взаимодействовали с экспертами Российского Этнографического музея, представителями креативных индустрий, получили базовые навыки ивент-менеджмента и посетили дополнительные мастер-классы.

В команду лаборатории пришли очень талантливые ребята, которые представили яркие концепции фестивалей. На презентации проекта присутствовала директор Российского Этнографического музея Юлия Аркадьевна Купина. Она давала подробные комментарии по работе и выразила готовность реализовать фестивали. Я надеюсь, в будущем нам удастся организовать задуманные студентами мероприятия и внедрить новые тренды в развитие музея.

Я также хочу отдельно поблагодарить за отличную работу и поддержку организаторов мероприятия, своих коллег из кампуса и приглашенных тьюторов команды интеллектуальной лаборатории — Алексея Алексеевича Горгадзе, Ирину Алексеевну Сизову, Ирину Леонидовну Боровскую, Яну Владимировну Шоколу и Элишу Адриани.

Вторая лаборатория «Молодежь в городе» представила несколько практико-ориентированных проектов, которые направлены на преодоление городского неравенства. Основная их цель — повысить доступность городских локаций и событий для различных групп жителей.

Участники представили концепцию мобильного приложения Yandex co-work, созданную при поддержке компании «Яндекс». Приложение в формате интерактивной карты поможет найти удобный коворкинг студентам, фрилансерам и другим людям, которым необходимо рабочее пространство вне дома или офиса. Платформа-агрегатор Y&Y для молодежных инициатив поможет людям быстрее объединяться для создания новых проектов и включаться в жизнь города. Проект по дигитализации клубов и баров Санкт-Петербурга Vocatus’a поможет горожанам включиться в барные и клубные тусовки, не подвергая себя опасности в период пандемии.

Кроме того, команды лаборатории представили проект интерактивной карты со стрит-арт-площадками и объектами, который позволит узнать больше о городской культуре людям с ограниченной мобильностью. Также студенты придумали концепцию приложения со списками мест для посещения, сгруппированным по разным назначениям — например, рестораны, кафе, коворкинги и выставки.

Лаборатория под руководством Маргариты Игоревны Кулевой занялась исследовательской работой. Участники изучали культурное производство Санкт-Петербурга 2000-х годов и проанализировали процесс зарождения субкультуры хипстеров. В проекте студенты исследовали трансформации моды и стиля, возникновение культурных рекреаций, новых географий города и различных событий культурной жизни. В работе использовались как качественные, так и количественные инструменты исследования, например, глубинные интервью и опросы.

Маргарита Игоревна Кулева, 

руководитель лаборатории

За эти недели мы составили единый архив данных исследования, поговорили с двадцатью людьми, релевантными для кейса, и изучили тему с помощью различных методов. Я хочу поблагодарить всех тьюторов и студентов за этот невероятно большой труд и выразить свою благодарность организаторам программы, которые предоставили возможность провести такое уникальное исследование. Я надеюсь, что мы не остановимся и в других форматах продолжим работу по исследованию недавней истории Петербурга.

Четвертая лаборатория «Социальная антропология» сфокусировалась на изучении методологий. Ее участники выясняли, какие soft skills необходимо развивать, чтобы изучать социальные последствия пандемии, а также на каких темах следует сосредоточиться, чтобы понять, как пандемия изменила город и его общество. В исследовании изучались, например, практики дистанционного обучения и потребления контента онлайн, а также изменение восприятия вируса горожанами и их отношения к безопасности во время пандемии.

Николай Владимирович Ссорин-Чайков,

руководитель лаборатории

Прежде всего, я поздравляю студентов! Проекты, которые они представили, — это большое достижение. Ребята создали их в новых условиях, которые наложила пандемия. Кроме того, за короткий срок студентам удалось провести качественные исследования и представить полноценные решения кейсов.

Благодаря презентациям студентов мы видим максимально успешное освоение всех soft skills, заявленных программой, — от креативности до критического мышления. Кроме того, участники были активно включены в процессы коммуникации. Они общались не только между собой, но также с заказчиками проектов и с информантами. Этот ключевой навык взаимодействия пригодится в любых дальнейших исследованиях.