• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция по неравенству и многообразию: чему учиться у системы высшего образования в Китае?

На Конференции по неравенству и многообразию академический руководитель магистерской программы «Бизнес и политика в современной Азии» Людмила Веселова будет модерировать панельную сессию «Университетское образование в Китае и будущее трудоустройство выпускников: возможности и вызовы». В коротком интервью она рассказала, что делает государство, чтобы поддерживать уровень и качество обучения в Китае на высоком уровне, а также поделилась ожиданиями от конференции.

Конференция по неравенству и многообразию: чему учиться у системы высшего образования в Китае?

Из архива Людмилы Веселовой

 

С программой второй Санкт-Петербургской конференции по неравенству и многообразию можно ознакомиться по ссылке. Регистрация слушателей доступна на сайте мероприятия до 1 ноября.

— Почему для обсуждения выбран именно вопрос образования?

— Как преподаватель я всегда задумываюсь о ценности образования и часто дискутирую с коллегами о том, как оно влияет на общество. Именно это мы и планируем обсудить в рамках панельной сессии: попытаться выявить, в чем заключается роль образования и как оно способствует прогрессу общества. Кроме того, в фокусе нашей дискуссии будет вопрос развития и эволюции образования в Китае в сравнительной перспективе с российской системой.

С моей точки зрения, прогресс любого государства зависит от подхода к вопросу развития молодых, талантливых и перспективных кадров, которые в будущем займут рабочие места. Для эффективной работы университетам необходима поддержка государства, которая в Китае осуществляется на достаточно высоком уровне, к которому стоит стремиться. Именно поэтому я считаю, что нам необходимо изучить и перенять опыт у коллег из Китая и понять, как работает их система.

— Почему особое внимание уделено Китаю?

— Я китаевед и изучаю Китай уже много лет. Кроме того, магистерская программа «Бизнес и политика в современной Азии», которой я руковожу, сфокусирована на изучении стран Азии. Круг моих коллег во многом определен именно регионом Китая, поэтому, когда мы начали приглашать различных экспертов к участию в Конференции, так случилось, что большинство откликнувшихся были представителями университетов Китая. Имея такой состав исследователей, показалось логичным и правильным организовать отдельную панель по обсуждению системы образования Китая.

С точки зрения темы и цели панели, которые подразумевают обсуждение вовлечения государства в поддержку и развитие системы высшего образования, китайское правительство реализует несколько уникальных проектов, например, «Проект 211» и «Проект 985», которые предоставляют университетам дополнительные возможности развития. Я надеюсь, что в процессе обсуждения мы сможем понять механизмы и тактики, которые заложены в подобные инициативы, и, возможно, попробовать оценить перспективы применения таких же стратегий в системе российского образования.

— В чем важность опыта системы образования в Китае для общества и академии?

— С каждым годом число студентов, которые делают выбор в пользу обучения в университетах Китая, растет. Эта тенденция началась в 2000-х годах, когда стал набирать популярность тренд получения магистерских степеней в зарубежных университетах, в том числе, в Китае. Также не стоит забывать про тех жителей России, которые проживают на Дальнем Востоке. Для них Китай и Япония традиционно являются популярными направлениями для обучения. Эта востребованность объясняется высоким качеством образования, ведущей ролью китайского языка и экономики в современном мире и постоянным развитием системы образования за счет различных государственных проектов.

На мой взгляд, даже с точки зрения обывателя интересно посмотреть и понять, как устроена система образования в Китае и чем обуславливается престижность получения образования в данной стране. С исследовательской точки зрения интересно изучить динамику и траекторию развития. В 19980-1990-х годах Китай пережил так называемую «утечку мозгов», когда первоклассные специалисты уезжали работать в Европу или США. Сейчас же ситуация обратная: закончив обучение в западных вузах, студенты-китайцы возвращаются обратно в Китай для трудоустройства. Большая заслуга таких изменений лежит как раз в подходах к регулированию и развитию системы высшего образования в КНР. Для России, которой также характерно явление «утечки мозгов», было бы полезно перенять подходы и опыт восточных коллег.

— Какие темы будут обсуждаться?

— Панель, которую модерирую я, состоит из шести докладов. Мы заслушаем ряд докладов коллег из Цзилиньского Университета (КНР). Например, Вэй Хунфа расскажет о роли государства в предотвращении неравенства в системе образования Китая,  Дун Шубинь – о преодолении противоречий между неравенством и разнообразием, Чжи Цзичао – о вопросах сельских трудовых мигрантов, а Ли Цзин – о практиках предотвращения нищеты, так как эти проблемы затрагивают не только высшее образование, но и развитие общества Китая. Далее, Любовь Александровна Лебединцева из Санкт-Петербургского государственного университета расскажет о ценностях и связях университетов в рамках инициативы «Один Пояс, Один Путь». Я совместно с коллегой из Цзилиньского Педагогического Университета Цзян Хайбинем подниму вопрос рабочей силы Китая и проблему трудоустройства китайских выпускников.

— Каковы Ваши ожидания от Конференции и панельной сессии?

— Мы проводим Конференцию только второй год, но именно сейчас в период пандемии и ограничений передвижений кажется особенно важным организовать площадку, где можно было бы встретиться с коллегами и обсудить интересующие вопросы. И, конечно, я надеюсь, что Конференция станет следующим шагом в развитии научных отношений между Россией и Китаем благодаря новым совместным проектам и обмену идеями. Я надеюсь, что встреча и обсуждение докладов на конференции IDC станет ежегодной традицией.

Беседовала Ангелина Силаева,
выпускница ОП «Политология и мировая политика»