• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Питерской Вышке открылась базовая кафедра Института русской литературы (Пушкинского Дома)

В сентябре 2020 года в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург была создана базовая кафедра Института русской литературы Пушкинского дома. Её преподаватели будут руководить курсовыми и дипломными работами студентов, а также проектами и практикой по филологии. Заведующий кафедрой Сергей Николаевич Гуськов рассказал, какие полезные навыки смогут получить учащиеся и какие карьерные траектории их ждут.

Фото из личного архива Сергея Николаевича Гуськова

Фото из личного архива Сергея Николаевича Гуськова

— Для чего в Питерской Вышке создали базовую кафедру Института русской литературы Пушкинского Дома?

— Базовая кафедра Института русской литературы в петербургском кампусе — это эффективная форма сотрудничества науки и образования. Кафедра создана для того, чтобы студенты со склонностью к научной работе могли приобрести опыт реальных исследований и почувствовать себя настоящими учеными. Сейчас мы хотим привлечь к работе Пушкинского Дома студентов и помочь им развить профессиональные филологические навыки. Они пригодятся не только будущим ученым, но и преподавателям, журналистам и редакторам. Попасть на нашу базовую кафедру сможет любой студент, занимающийся филологией. Всё зависит только от его желания.

— В чем сотрудники кафедры смогут помочь студентам?

— Преподаватели базовой кафедры будут руководить курсовыми и дипломными работами, а также студенческой практикой и проектами. Студентам предложат список тем, которые связаны с реальными научными исследованиями. Например, сейчас в Пушкинском Доме работают над базой данных на основе словаря «Русские писатели»: мы создаем корпус детской литературы и готовим издания классики с комментариями. Студенты тоже смогут стать частью научных коллективов, работающих над этими проектами, и приобщиться к решению актуальных научных проблем.В будущем студенты смогут превратить свои курсовые и дипломные работы в научные статьи. Для успешной научной карьеры необходимо учиться не только исследовать, но и презентовать и публиковать результаты своей работы. Студенты смогут опубликовать работу в соавторстве с научным коллективом по итогам проекта, в котором участвовали. Но у них также есть возможность опубликовать свою курсовую или дипломную работу как статью, если они добились значимых результатов. Например, если они обнаружили неизвестный текст какого-то писателя или опубликовали и прокомментировали ранее не введённые в оборот архивные документы.

— Какие практические навыки учащиеся смогут получить на базовой кафедре?

Студенты приобретут навыки текстологической работы, научатся комментировать тексты, готовить электронные научные инструменты на основе существующих бумажных справочников, а также создавать библиотеки, справочники, базы данных и корпуса.

В этом году я уже работал удаленно со студентами московской Вышки. Мы занимались базой данных «Русские писатели». Словарь «Русские писатели» — популярный и авторитетный справочник. Но он огромный, работать с ним не всегда удобно. На основании этого словаря мы со студентами делали базу данных, чтобы учёным было удобнее с ним работать и они могли решить больше научных задач. 

На первом этапе студенты читали статью в словаре писателей и расписывали её содержание по графам таблицы: указывали ФИО писателя, год его рождения, названия произведений, литературный дебют, должность или чин. Такие данные, к примеру, можно использовать для социологических исследований: учёный способен выяснить, сколько было писательниц в это время или сколько писателей принадлежали к дворянскому или купеческому сословию.

Благодаря такой базе можно будет провести различные научные исследования. Конечно, мы знаем со школы знаем биографии писателей и их произведения, но для социологического подхода важно иметь выборку из сотни или тысячи авторов. По ним мы можем формировать более точное и корректное представление о литературном процессе этой эпохи. Но это уже вопрос интерпретации данных, а мы их пока только собираем.

Другие научные проекты Пушкинского Дома связаны с подготовкой академических собраний сочинений. Это научно подготовленные собрания всех текстов писателей-классиков — художественных произведений, публицистики, деловых бумаг, писем. Исследователи ищут все эти документы в архивах, потом готовят по ним тексты, исправляют ошибки и опечатки. Потом эти тексты получают комментарии, ведь для современного читателя многие детали уже могут быть непонятными. К такой работе мы тоже планируем привлекать студентов Питерской Вышки.

Одним из направлений кафедры станет изучение русской детской литературы. К ней применимы все те же методы филологического изучения, что и к любой другой: можно изучать шедевры детской классики, а можно исследовать массив литературных данных, например, жанр научной фантастики для детей и юношества. Можно также изучать переводы детской литературы на русский язык, критические дискуссии о границах и формах детской литературы, образную систему школьной повести и многое другое.

— Познакомьте нас с сотрудниками новой базовой кафедры.

— Кроме меня, на базовой кафедре работают две сотрудницы Пушкинского Дома. Первая — Светлана Геннадьевна Маслинская, исследователь детской литературы и издатель научного журнала «Детские чтения». Вторая сотрудница — Мария Эммануиловна Баскина, специалист по творчеству Владимира Набокова. В последние годы занимается историей перевода XIX-XX вв., культурных институций и массовой литературы довоенной советской эпохи. Что касается меня, то я занимаюсь подготовкой Академического собрания сочинений Ивана Гончарова, изучением взаимодействия власти и литературы в XIX, веке, а также созданием электронных научных инструментов. 

— Какие курсы вы планируете читать?

— В этом полугодии по техническим причинам мы не будем читать курсы, а вот в следующем полугодии мы с коллегами хотели бы создать коллективный курс: он станет пересечением научных интересов всех сотрудников кафедры. Это курс про литературу и власть на материале произведений XIX — начала XX века, в том числе переводных, а также детской литературы. Ведь какие-то властные стратегии осуществлялись и через детскую, и через переводную литературу. 

Я бы хотел рассказать о писателях, которые совмещали литературный труд с государственной службой — как, например, Иван Александрович Гончаров. Он известен как автор романов — например, «Обломова», но писатель также был успешным чиновником, цензором, а в отставку вышел в генеральском чине. Он проводил правительственную политику в литературе. В советское время его служебную карьеру толком не рассматривали, но это важная часть его биографии: служба повлияла на него и как на романиста. Вот о таких вещах я и собираюсь рассказывать. Не только про Гончарова, конечно: многие писатели XIX века сочетали творчество с успешной службой, среди них — Тютчев и Салтыков-Щедрин. Российские исследователи этими вопросами занимались мало, а в советское время за них не брались по идеологическим причинам.  

Мои коллеги, вероятно, пойдут другим путём: они расскажут об издательской политике советского времени и отборе переводной литературы, а также объяснят, как это было связано с идеологической и культурной повесткой. Это увлекательная тема, и я надеюсь, если у нас получится создать такой курс, он будет интересным.

— Планируете ли вы проводить научно-исследовательские семинары?

— Мы хотим создать в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург научные проекты и сейчас обсуждаем возможные. Я планирую запустить два проекта: один из них будет связан с участием студентов в создании академического собрания. Мы со студентами могли бы взять какой-то корпус текстов или писем писателя и пройти весь путь от обнаружения текста в архиве до включения его в академическое издание. Другой проект связан с подготовкой базы данных словаря «Русские писатели».

— Какие карьерные траектории доступны для студентов базовой кафедры?

— Основная карьерная траектория — это научная работа, но не только. Можно заниматься самостоятельными исследованиями, работать в научном или образовательном учреждении. Впрочем, сейчас многие учебные заведения, в том числе и Вышка, совмещают науку и образование. Мы надеемся, что в перспективе сможем подготовить квалифицированных филологов, редакторов, журналистов, и, конечно же, будущих сотрудников Пушкинского Дома.Выпускники нашей кафедры смогут работать  и в других учреждениях Российской академии наук, например, в Институте мировой литературы в Москве, а также в научных подразделениях университетов.Успешные студенты смогут публиковаться в научных изданиях, выступать на конференциях, проходить стажировку в академических учреждениях и таким образом заложить основу своей научной карьеры.