• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дай пять: что советует почитать Елена Вадимовна Веретённик

Питерская Вышка вернулась с каникул, а вместе с ней и книжная рубрика «Дай пять».  В первой подборке этого учебного года преподаватель департамента менеджмента Елена Вадимовна Веретённик  предлагает несколько книг, которые можно начать читать с любой страницы.

Дай пять: что советует почитать Елена Вадимовна Веретённик

из архива Елены Вадимовны Веретённик

Мне представляется, что через книги вселенная подкидывает варианты ответов на вопросы, которые явно или скрыто маячат на повестке дня у каждого из нас. Интерпретация этих ответов зависит от контекста, времени и индивидуальна для каждого человека. Часто она может не совпадать с намерениями, которые автор держал в голове, когда планировал свое произведение.

Для этой рубрики я сделала предварительный список из пятнадцати книг, который в ходе непростого процесса отбора сократился до необходимых пяти. Так получилось, что четыре из пяти книг обладают одним неожиданным общим свойством — калейдоскопичностью, их можно открыть и начать читать по настроению с любого раздела без потери смысла.

Юрий Рост, «Групповой портрет на фоне века»

Этот сборник — мозаика из более чем двухсот фотоисторий: фотографий и рассказов, которые описывают их появление.  Автор всех историй — Юрий Рост — один из самых известных фотокорреспондентов и обозревателей в советских, а позже и российских еженедельных изданиях.

Для меня эта книга — идеальный пример концепта «оживших фотографий» из вселенной Джоан Роулинг. На ее страницах запечатлены простые истории об известных людях и неизвестные о простых. Выбираешь заинтересовавшую фотографию — и погружаешься в омут памяти. Удивительные «Браты» о многодетной семье, в которой было десять сыновей: они все ушли на фронт во время войны и все возвратились домой. Или научные открытия астронома и метеоролога Дьякова из крохотного поселка в Кемеровской области — мужчина всю жизнь с упоением изучал влияние Солнца на погоду Земли. История трогательного дневника о «случившейся внезапно» кошке Дусе, который вел кровельных дел мастер Андреич. Невероятные фотографии Сахарова. И много размышлений к вопросу «Что ценнее — процесс или результат жизни?»

А еще Юрий Рост ведет программу «Рэгтайм, или разорванное время» на телеканале «Культура». Определенно советую!

Ксения Букша, «Завод «Свобода»

Тем, кто когда-то учился или работал в корпусе Вышки на Промышленной улице, этот «производственный роман» будет особенно любопытен. Его главный герой — завод «Свобода» (а в реальной жизни — АО «Равенство», производитель медицинского оборудования и тактического вооружения) находится в непосредственной близости от корпуса: надо только пересечь Молвинский сад, и ты у проходной. В первый год, когда мы запустили благотворительную ярмарку ВолВШЭбников на Проме, работники этого завода были одними из главных ее посетителей.

Со стороны книга больше похожа на несвязный сборник очерков о жизни сотрудников одного завода, застрявшего в расщелине между временами. Разные стили повествования, много анонимизированных персонажей (директор V, инженер N, токарь Q), современный сленг вперемешку с производственным жаргоном. Не успеваешь опомниться, как сорок случайных историй из полувековой жизни «Свободы» подходят к концу, а ты уже навсегда привязался к этим неловким, смешным, ироничным и таким живым персонажам. Рекомендую эту книгу всем, но учтите ограничения по возрасту «18+».

Станислав Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого»

Я страшно люблю фантастику, и выбрать одно произведение для этой рубрики было для меня мучительным испытанием. Герой книги Ийон Тихий — астронавт и космический исследователь. Его путешествия представлены читателям в виде дневника с пропущенными страницами и целыми разделами, а потому знакомиться с ними можно совершенно вразнобой.

В книге много невесомой иронии, отсылок к несуществующим источникам и, как сказали бы сейчас, мета-юмора — сатиры на штампы и сюжетные тропы в фантастической литературе. Часть рассказов и представлений о будущем, конечно, морально устарели. Но есть и такие находки, как «Путешествие одиннадцатое», в котором идея теоремы Томаса  (переосмысленной Робертом Мертоном в идею самоисполняющегося пророчества) и Стэндфордского тюремного эксперимента пересмотрены и доведены до абсурда. И, конечно, Лем в этой книге породил один из самых известных на советском книжном пространстве примеров рекурсии и макгаффина в одном флаконе, заставляя людей до сих пор задаваться вопросом «Что же такое сепульки?»

Курт Воннегут, «Сирены Титана»

Говорят, что Воннегут недолюбливал творчество Лема за отсутствие эмпатии к героям. Также часто мне встречалось и мнение, что чтение произведений Воннегута — это интеллектуальный мазохизм. Сейчас этот американский писатель часто мелькает в подборках самых вдохновляющих выступлений с текстом напутственной речи перед выпускниками MIT, которой на самом деле не было.  Для меня же это сатирик и фантаст с едким и едва уловимым чувством юмора. Его автографический роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», описывающий бомбардировку Дрездена во время Второй мировой войны, в свое время впечатлил меня настолько, что в первую поездку в Германию я отправилась изучать именно эту локацию.

«Сирены Титана» — это концентрация воннегутовщины: рваное повествование в формате «бросили в гущу событий, разбирайся сам», нет хороших или плохих персонажей и до самой развязки кажется, что и смысла нет. На деле же в этом небольшом романе — ответ на короткий, но мучительный вопрос: зачем нам все это? Любым нам, любое все, любое это. Такие дела.

Владимир Тарасов, «Искусство управленческой борьбы»

Одиннадцать лет назад эту книгу представили нам, тогда еще студентам третьего курса программы по менеджменту Питерской Вышки, на дисциплине «Принятие управленческих решений». Сборник содержит переосмысление классических китайских стратагем и методы ведения управленческой борьбы. Он будет полезен всем, кому приходится активно взаимодействовать с людьми в рабочих и жизненных ситуациях.

Книга начинается с раздела о картине мира — нашем представлении о своеобразном «лабиринте жизни под открытым небом». Концепт картины мира стал для меня важным фреймворком, через который можно оценивать адекватность своего и чужого восприятия действительности или соответствие ожиданиям. Многие ходы и примеры из книги лучше изучать под определенный запрос, рефлексируя над произошедшей или готовясь к будущей непростой ситуации. Мне, к примеру, была и до сих пор остается полезной история о том, что «перепрыгнуть пропасть на 98 % и на 100 % — это не одно и то же» (к вопросу о планировании рабочего времени). В общем, рекомендую всем менеджерам. А если вы склонны к рефлексии — то рекомендую вдвойне.