• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учеба – это большое, абсолютно увлекательное путешествие»

Елизавета Потапова, выпускница программы по политологии 2015 года и аспирантка Центрально-европейского университета. В 2020/21 учебном году на ОП «Политология и мировая политика» Елизавета прочитает курс по образовательной политике в сравнительной перспективе, который отчасти отражает ее собственные исследования. В интервью для сайта ОП она рассказала о своем новом предмете, а также поделилась впечатлениями о развитии образовательной программы.

Из архива Елизаветы Потаповой

Из архива Елизаветы Потаповой

 

Узнать подробнее о программе можно посмотрев  запись вебинара ОП «Политология и мировая политика».  Информация о поступлении находится в  разделе для абитуриентов бакалавриата.

— В настоящее время вы заканчиваете обучение на PhD-программе в Центрально-европейском университете. Расскажите, о чем ваша диссертация?

Так как программа, на которой я учусь, сама по себе изначально междисциплинарная (департамент политической науки, публичной политики и международных отношений), то и диссертация моя тоже лежит на пересечении разных дисциплин. Я пытаюсь совместить изучение образовательных политик, социологический подход к изучению университетов, а также Education Studies [исследования в области образования – прим. ред.] и то, как вообще люди изучают образование. В частности, я ставлю перед собой задачу понять, как российские ученые осмысляют свои академические свободы. Я разговаривала с людьми из российских университетов и научных организаций, и мы вместе с ними пытались понять, есть ли в России такая категория как академическая свобода, и как она в стране реализуется.

— Почему вы решили преподавать в Питерской Вышке по pre-doctoral программе предоков Центрально-европейского университета?

[По программе аспиранты до получения степени отправляются в зарубежный вуз для научной деятельности и преподавания — прим. ред.]

— Во-первых, эта программа является партнерской для Центрально-европейского университета. В некотором смысле это был очень гладкий переход, когда можно было выбрать из существующих опций и податься. Но я думаю, что дело не только в этом.

Несмотря на то, что я выпустилась пять лет назад, на программе остались коллеги, мои друзья — люди, которыми я очень дорожу. И мне было бы приятно работать вместе с ними, особенно в рамках такой динамично развивающейся программы, которая сделала совершенно колоссальный скачок. За этим развитием мне было бы очень интересно понаблюдать как исследовательнице образования. Так что тут большое совпадение всего.

 Как бы вы оценили изменения, которые произошли с программой после вашего выпуска?

 Я думаю, что они просто колоссальнейшие. Раньше был фокус, в основном, на публичную политику с некоторыми обращениями к сравнительной перспективе. Сейчас программа гораздо более ориентирована на международные отношения. Она сохранила сравнительную перспективу, но с некоторым ее переносом в другие тематические поля. Это любопытно.

Еще здорово, что программа стала преподаваться на английском языке. Это очень интересно, потому что мне кажется, что теперь другие люди приходят на программу. И было бы очень любопытно увидеть, кто эти люди. Мы в свое время хотели быть президентами, губернаторами. Интересно, кем хотят стать те, кто выбирает программу сейчас.

— На программе вы будете читать курс «Образовательная политика в сравнительной перспективе». Расскажите немного о нем.

— Я ставлю перед собой несколько задач на этом курсе. С одной стороны, это такой классический курс, который берет одну policy [политический курс] и смотрит, как можно осуществлять некоторые policy studies [исследования политических курсов]. Как одна конкретная policy соединяется с экономикой в своем контексте, как она встраивается в процесс принятия решений на государственном уровне, как она имплементируется и реализуется на разных этапах. Соответственно, на конкретном образовательном кейсе я хотела бы это посмотреть.

Еще я смотрю на этот курс как на возможность познакомить людей с одной из значительных тематических плоскостей, а именно исследованиями образования. Это очень хорошая междисциплинарная область, и мне бы хотелось дать ей гораздо больше publicity [публичности], чтобы все интересовались и хотели изучать университеты и школы.

— Насколько ваш курс будет отражать результаты вашего диссертационного исследования?

— Конечно же я воспользуюсь некоторыми своими наработками, за годы работы над диссертацией накопился большой материал о российской образовательной политике. Но это не значит, что в курсе мы будет фокусироваться исключительно на этом кейсе. Это возможность от чего-то оттолкнуться, а дальше уже выходить на сравнение – как с другими сферами, так и с другими странами.

— Расскажите о структуре курса.

— Он по-своему дополнительный для большого курса по политическому анализу, на котором будут раскрыты основные теоретические подходы к изучению policy. На своем курсе я планирую говорить о более конкретных сюжетах. В частности о том, как организована экономика образования в различных эмпирических контекстах, кто является основными образовательными стейкхолдерами, как мы их выделяем, и как они оказывают влияние с разных сторон в рамках разных вертикалей и горизонталей принятия решений, а также много посветим времени разбору различных конкретных кейсов.

— Чему научатся студенты по итогам вашего курса?

— Студенты познакомятся с различными аспектами образовательной политики. Они узнают, какие бывают исследования, связанные с образованием, какие исследовательские вопросы можно задать применительно к этой области. Также они познакомятся с разными интересными кейсами из российского и мирового опыта. Наконец, через разговор об образовательной политике мы разберемся, как вообще можно исследовать политические курсы.

— Что бы вы хотели пожелать абитуриентам программы?

— Очень хочется пожелать абитуриентам хорошо провести свое будущее студенчество, потому что кроме того, что учеба — это очень важно и сложно, на самом деле, это еще и большое, абсолютно увлекательное путешествие. Особенно сейчас, когда программа стала еще лучше и веселее. Я очень надеюсь, что помимо пользы, все получат большое удовольствие от обучения.