«Учеба – это большое, абсолютно увлекательное путешествие»
Елизавета Потапова, выпускница программы по политологии 2015 года и аспирантка Центрально-европейского университета. В 2020/21 учебном году на ОП «Политология и мировая политика» Елизавета прочитает курс по образовательной политике в сравнительной перспективе, который отчасти отражает ее собственные исследования. В интервью для сайта ОП она рассказала о своем новом предмете, а также поделилась впечатлениями о развитии образовательной программы.
Узнать подробнее о программе можно посмотрев запись вебинара ОП «Политология и мировая политика». Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов бакалавриата.
— В настоящее время вы заканчиваете обучение на PhD-программе в Центрально-европейском университете. Расскажите, о чем ваша диссертация?
—Так как программа, на которой я учусь, сама по себе изначально междисциплинарная (департамент политической науки, публичной политики и международных отношений), то и диссертация моя тоже лежит на пересечении разных дисциплин. Я пытаюсь совместить изучение образовательных политик, социологический подход к изучению университетов, а также Education Studies [исследования в области образования – прим. ред.] и то, как вообще люди изучают образование. В частности, я ставлю перед собой задачу понять, как российские ученые осмысляют свои академические свободы. Я разговаривала с людьми из российских университетов и научных организаций, и мы вместе с ними пытались понять, есть ли в России такая категория как академическая свобода, и как она в стране реализуется.
— Почему вы решили преподавать в Питерской Вышке по pre-doctoral программе предоков Центрально-европейского университета?
[По программе аспиранты до получения степени отправляются в зарубежный вуз для научной деятельности и преподавания — прим. ред.]
— Во-первых, эта программа является партнерской для Центрально-европейского университета. В некотором смысле это был очень гладкий переход, когда можно было выбрать из существующих опций и податься. Но я думаю, что дело не только в этом.
Несмотря на то, что я выпустилась пять лет назад, на программе остались коллеги, мои друзья — люди, которыми я очень дорожу. И мне было бы приятно работать вместе с ними, особенно в рамках такой динамично развивающейся программы, которая сделала совершенно колоссальный скачок. За этим развитием мне было бы очень интересно понаблюдать как исследовательнице образования. Так что тут большое совпадение всего.
— Как бы вы оценили изменения, которые произошли с программой после вашего выпуска?
— Я думаю, что они просто колоссальнейшие. Раньше был фокус, в основном, на публичную политику с некоторыми обращениями к сравнительной перспективе. Сейчас программа гораздо более ориентирована на международные отношения. Она сохранила сравнительную перспективу, но с некоторым ее переносом в другие тематические поля. Это любопытно.
Еще здорово, что программа стала преподаваться на английском языке. Это очень интересно, потому что мне кажется, что теперь другие люди приходят на программу. И было бы очень любопытно увидеть, кто эти люди. Мы в свое время хотели быть президентами, губернаторами. Интересно, кем хотят стать те, кто выбирает программу сейчас.
— На программе вы будете читать курс «Образовательная политика в сравнительной перспективе». Расскажите немного о нем.
— Я ставлю перед собой несколько задач на этом курсе. С одной стороны, это такой классический курс, который берет одну policy [политический курс] и смотрит, как можно осуществлять некоторые policy studies [исследования политических курсов]. Как одна конкретная policy соединяется с экономикой в своем контексте, как она встраивается в процесс принятия решений на государственном уровне, как она имплементируется и реализуется на разных этапах. Соответственно, на конкретном образовательном кейсе я хотела бы это посмотреть.
Еще я смотрю на этот курс как на возможность познакомить людей с одной из значительных тематических плоскостей, а именно исследованиями образования. Это очень хорошая междисциплинарная область, и мне бы хотелось дать ей гораздо больше publicity [публичности], чтобы все интересовались и хотели изучать университеты и школы.
— Насколько ваш курс будет отражать результаты вашего диссертационного исследования?
— Конечно же я воспользуюсь некоторыми своими наработками, за годы работы над диссертацией накопился большой материал о российской образовательной политике. Но это не значит, что в курсе мы будет фокусироваться исключительно на этом кейсе. Это возможность от чего-то оттолкнуться, а дальше уже выходить на сравнение – как с другими сферами, так и с другими странами.
— Расскажите о структуре курса.
— Он по-своему дополнительный для большого курса по политическому анализу, на котором будут раскрыты основные теоретические подходы к изучению policy. На своем курсе я планирую говорить о более конкретных сюжетах. В частности о том, как организована экономика образования в различных эмпирических контекстах, кто является основными образовательными стейкхолдерами, как мы их выделяем, и как они оказывают влияние с разных сторон в рамках разных вертикалей и горизонталей принятия решений, а также много посветим времени разбору различных конкретных кейсов.
— Чему научатся студенты по итогам вашего курса?
— Студенты познакомятся с различными аспектами образовательной политики. Они узнают, какие бывают исследования, связанные с образованием, какие исследовательские вопросы можно задать применительно к этой области. Также они познакомятся с разными интересными кейсами из российского и мирового опыта. Наконец, через разговор об образовательной политике мы разберемся, как вообще можно исследовать политические курсы.
— Что бы вы хотели пожелать абитуриентам программы?
— Очень хочется пожелать абитуриентам хорошо провести свое будущее студенчество, потому что кроме того, что учеба — это очень важно и сложно, на самом деле, это еще и большое, абсолютно увлекательное путешествие. Особенно сейчас, когда программа стала еще лучше и веселее. Я очень надеюсь, что помимо пользы, все получат большое удовольствие от обучения.