• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поехали: эксперты Вышки о том, как выжить туротрасли в поствирусную эпоху

Поехали: эксперты Вышки о том, как выжить туротрасли в поствирусную эпоху

© iStock

Сохранение отечественной туристической отрасли в условиях резкого падения выездного и въездного потока путешествующих потребует значительной помощи государства и значительных вложений в инфраструктуру.

4 августа руководитель Ростуризма Зарина Догузова посетовала на падение доходов туристической отрасли из-за резкого сокращения притока зарубежных путешественников в Россию. По ее расчетам, в 2020 году индустрия отдыха из-за закрытия границ вследствие пандемии недосчитается около 500 млрд руб. (около $6,8 млрд по курсу ЦБ) притом, что в прошлом году доходы от въездного туризма составили $10,9 млрд. Сокращение числа заграничных туристов (24,4 млн поездок в 2019 г. по данным Росстата) дополняется неизбежным падением выездного туризма (45,3 млн поездок россиян за границу в 2019 г.).

Туристическая отрасль оказалась в сложном положении во всем мире. По расчетам замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Светланы Мисихиной, основанным на данных Всемирной туристической организации, к концу июля ее потери достигли $320 млрд. Это втрое больше, чем во время глобального кризиса 2009 года, отмечает эксперт. Наибольшие потери в абсолютных цифрах понесли США ($187 млрд) и Китай ($104,7 млрд), а также Таиланд, Франция и Испания – ($47,7, 47,3 и 44,1 млрд. соответственно). Однако более тяжелыми были последствия для Хорватии, Греции и Черногории и особенно островных государств, где вклад туризма в ВВП и занятость выше, чем в больших странах.

Светлана Мисихина

Светлана Мисихина

В зависимости от продолжительности кризиса потенциальный шок может привести к сокращению международной туристической экономики на 60-80% в зависимости от сценария в 2020 году, по оценкам ОЭСР.

Многие страны стремятся сохранить туристическую отрасль и миллионы рабочих мест в ней, переориентировав ее на внутренние путешествия и оказывая финансовую помощь. Так, японское туристическое агентство потратит 3,6 млрд. иен на предоставление своевременной точной информации международным путешественникам и сделает туристические направления более привлекательными, чтобы привлечь туристов сразу вскоре после окончания пандемии, приводит пример Светлана Мисихина.

В Италии после временных мер, введенных в марте для поддержки туристического сектора, планируется принять новый пакет мер. В Корее туризм был выделен в качестве специального сектора поддержки занятости, что означает для предприятий и самозанятых сектора возможность получения средств на поддержку занятости (в размере оплаты до 90% отпускных выплат в течение шести месяцев). В Норвегии ставка НДС для предприятий сферы туризма была снижена с 12% до 8% до конца октября 2020 года.

Есть ли у России есть шанс использовать закрытие границ для туристического импортозамещения и развития внутренних маршрутов? Туристическая отрасль оказалась в сложной ситуации, в частности, по данным Росстата, объем платных услуг гостиниц в 1-м полугодии 2020 г. составил 54,5% от уровня 2019 г., туристических компаний – 45,2%.

© iStock

Государство старается помочь индустрии путешествий.  Светлана Мисихина напоминает, что авиакомпании получили 23,4 млрд рублей для возмещения убытков от полетов. Туроператоры освобождены от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» в 2020 году. Кроме того, им выделили 3,5 млрд руб. на возмещение затрат, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам и организацией вывоза туристов из иностранных государств, разработан порядок возмещения выплаты процентов по кредитам для предприятий в туристической и гостиничной сфере, на полгода отсрочены налоговые платежи в туристической и гостиничной сфере и др.

Не забыты и конечные потребители туруслуг: им обещали кэшбек до 15 000 руб. за покупку путешествий по России. Как разъяснил Ростуризм, за тур ценой от 25 000 до 49 999 руб., на карту вернут 5 000 руб., за тур стоимостью от 50 000 до 74 999 руб. – 10 000 руб., если тур обойдется дороже 75 000 руб. – 15 000. Однако кэшбек при поездке на наиболее популярные отечественные курорты (Краснодарский и Ставропольский края, Крым, Алтай) начислят, только если турист поедет туда по окончании высокого сезона.

По мнению профессора департамента менеджмента ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерия Гордина, меры господдержки туризма недостаточны.

Валерий Гордин

Валерий Гордин

Подавляющая часть субъектов гостеприимства и туризма – это малые и средние предприятия, не ощутившие масштабной финансовой помощи со стороны правительства. Следует также учесть, что значительная часть услуг, предоставляемых туристам, находится в «серой» сфере экономики – сдача жилья, экскурсионные и транспортные услуги, услуги кафе и ресторанов и многие другие. Эта часть сферы туризма не могла получить, от государства никакой поддержки и стала наиболее пострадавшей в туристической отрасли.

Он отмечает, что введенный российским государством кэшбек на поездки внутри России окажет положительное влияние только на развитие внутрирегионального туризма. В стоимости туристской поездки в отдаленные регионы основную долю составляет цена авиа- или железнодорожных билетов. Величина кэшбека несопоставима с расходами на проезд из Москвы или Петербурга в Сибирь или на Дальний Восток. «Также нужно понимать, что инфраструктурные возможности российских туристических дестинаций, за исключением, Москвы, Петербурга и южных регионов, весьма ограничены и не могут заменить россиянам по качеству и масштабам полноценный зарубежный отдых. Можно предположить, что данный кэшбек будет стимулировать относительно короткий, на одну – две недели, отдых в близлежащих регионах. Надо заметить, что такой отдых до последнего времени не был популярен в России. Поэтому можно говорить не столько о возрождении отрасли благодаря кэшбеку, сколько о придании новых импульсов развитию туристической инфраструктуры», – считает Валерий Гордин.

Чтобы привлечь россиян, привыкших к комфортному отдыху, на отечественные курорты, нужны соответствующий уровень услуг, инфраструктуры и разумное соотношение цена/качество.

Восстановлению и развитию внутреннего туризма может также помешать недостаточная финансовая поддержка домохозяйств в России, существенно более низкая, чем в Европе или США. Миллионы людей потеряли значительную часть доходов и использовали сбережения на отдых для текущего потребления. По данным Фонда «Общественное мнение», в июне 2020 г. в отпуск собирались пойти 31% опрошенных, что в 1,5 раза меньше, чем в 2019 г. Более 70% потенциальных отпускников (60% в 2019 г.) намеревались остаться дома или на даче. Путешествовать по России предполагали 29,3% респондентов, планировавших отпуск. Можно предположить, они предпочтут бюджетные варианты поездок и более дешевые варианты размещения. Без восстановления доходов россиян идея туристического импортозамещения останется красивыми планами.