• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Кадочников: Цены в ресторанах вырастут в 3-4 раза, допустимая загрузка сократится до 25%

Открытие кафе, ресторанов и гостиниц возможно лишь на третьем этапе снятия «коронавирусных» ограничений. Окончательное решение в каждом конкретном регионе будут принимать губернаторы. Тем не менее, до сих пор остро стоит вопрос: какие компании могут рассчитывать на государственную поддержку. Об актуальных вызовах и решениях – в интервью радио Business FM Петербург с директором Высшей школы экономики в Петербурге Сергеем Кадочниковым.

Сергей Кадочников: Цены в ресторанах вырастут в 3-4 раза, допустимая загрузка сократится до 25%

Максим Морозов: Сергей Михайлович, много и широко обсуждается вопрос о пресловутом правительственном списке отраслей, которые наиболее пострадали от коронавируса. Конечно, бизнесмены недовольны и хотели бы, чтобы в этот список попало большее количество отраслей, чтобы большее количество компаний получили реальную поддержку. Как вы считаете, какие отрасли экономики, кроме уже включенных в правительственный список, можно назвать наиболее пострадавшими от пандемии?

Сергей Кадочников: Мне кажется, что он вообще очень адекватный. Вопрос же чаще всего заключается в том, что, когда, например, вопрос переходит ниже, на уровень региональный, то там появляются лоббирующие группы, которые довольно сильны. Но в федерации они тоже очень сильны. Просто это более прозрачная история, или история про то, что на уровне страны нет двух-трех налогоплательщиков ключевых, а часто в регионах эта ситуация такая, что есть крупняк, который является крупным, с одной стороны, работодателем, а с другой стороны – плательщиком налогов. И никто из региональных властей не может отказать таким ребятам. Чаще всего эти искажения происходят как раз на региональном уровне.

Максим Морозов: То есть получается, что критерии включения в этот список – они подгоняются уже под каждые конкретные компании в регионах?

Сергей Кадочников: Естественно. Мне кажется, что более-менее общая рекомендация на эту тему – это рекомендация про долю малого бизнеса в структуре отраслевой. Потому что все исследования, которые сейчас по западным экономикам есть – один из главных результатов их состоит в том, что больше всего пострадали малые и средние компании.

Максим Морозов: Сфера обслуживания.

Сергей Кадочников: Вы сейчас говорите уже об отраслевой проекции этого дела, но даже если брать просто все отрасли, например, в отраслях, которые не относятся к сфере услуг напрямую, большая доля малых компаний являются субконтракторами так называемыми, то есть поставщиками каких-то узлов, деталей, еще чего-то. Они очень сильно связаны с крупным бизнесом, и в этом смысле, когда мы говорим, что, например, не помогать крупняку – это в ряде отраслей означает автоматически и не помогать небольшим компаниям. Потому что они очень сильно связаны по технологической цепочке. Поэтому более общая рекомендация здесь может быть еще дополнительным критерием – доля малого и среднего бизнеса. Безусловно, вот в тех отраслях, которые есть в правительственном списке сейчас, они уже отражают очень большой сектор малого бизнеса. Потому что он связан с отраслями. Есть уже оценки по второму кварталу, они такие, очень, по-моему, правдоподобные. Не очень давно просто я смотрел очень хорошие оценки, которые даны были ВЭБом, есть у них Центр макроэкономических исследований, так вот, они недавно опубликовали их. Самое большое падение по выпускам квартальным во втором квартале ожидается в сферах спорт и культура.

Максим Морозов: Ожидаемо.

Сергей Кадочников: И это примерно 80%. Дальше идет транспорт – это 70%. Дальше идет торговля, но это уже с сильно большим отрывом – 40%, потому что понятно, часть торговли работает. Ну вот, например, обрабатывающая промышленность, которая формально чаще всего не напрямую связана с конечным потребителем, то есть там нет ограничений на приход каких-то клиентов, которых нельзя пускать куда-то. Это оценка в 17%, это очень высокие цифры, естественно, очень высокие цифры.

Смотреть интервью полностью