Участники QTEM про плюсы трека, дистанционное обучение за рубежом и обнимашки с коалой
Питерская Вышка с 2017 года участвует в международной сетевой магистратуре QTEM. Студенты ездят в зарубежные университеты и проходят стажировки в компаниях, чтобы научиться использовать количественные методы в менеджменте и экономике. Редакция поговорила с тремя участниками трека о впечатлениях от обучения и переходе в дистанционный режим в зарубежных вузах.
QTEM
О треке
QTEM (Quantitative Techniques for Economics and Management Master’s Network) — это международная сетевая магистратура. В нее входят магистерские программы 25 университетов разных стран мира — все они направлены на обучение работе с количественными методами в экономике и менеджменте. Участники трека могут отправиться в Технический университет Мюнхена, Свободный университет Брюсселя и даже университет WASEDA в Токио. Кроме того, в QTEM есть обязательная практика, которую можно пройти в одной 15 мировых компаний-партнеров QTEM, таких как McKinsey & Company и Deloitte.
Каждый студент, который прошел отбор на трек, может выбрать себе один из трех планов обучения. Обязательными элементами каждого плана являются семестр в зарубежном университете и практика в компании-партнере QTEM. Узнать подробнее о планах можно на странице конкурсного отбора.
Результаты трека
Участники сетевой магистратуры развивают навыки количественного анализа и аналитические способности. Они учатся работать с данными и принимать на их основе управленческие решения в международной бизнес-среде. Стажировка в компании помогает студентам получить практический опыт, научиться работать с реальными бизнес-кейсами. В результате участники получают сертификат от QTEM, который можно предоставить работодателям в качестве дополнения к диплому.
Как принять участие
Подать заявку для участия в конкурсе могут студенты некоторых магистерских программ Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: «Менеджмент и аналитика для бизнеса», «Прикладная экономика и математические методы» и «Финансы». С осени 2020 года к участию в треке присоединится новая программа «Международный бизнес». Подробнее о правилах участия и конкурсном отборе можно прочитать здесь.
Истории участников
Дмитрий Новичков, 1-й курс программы «Финансы»:
На 3-м курсе бакалавриата «Экономика» в Питерской Вышке я решил, что хочу продолжить учебу в магистратуре за рубежом. Но на выпускном курсе с экзаменами, стажировкой в компании PwC и дипломом я не успел бы подать документы в европейские магистратуры, где сроки приема более ранние. Поэтому решил поступать в сетевую магистратуру QTEM и выбрал программу «Финансы», где у студентов есть возможность участвовать в треке.
Я не пожалел о своем решении, оно оказалось правильным. Поступление напрямую в зарубежную магистратуру обязывало бы меня проходить базовый пул предметов для этой программы. Мне это было неинтересно, потому что я во время бакалавриата изучал достаточно много предметов дополнительно. На QTEM же я не ограничен в выборе предметов. Во-первых, я могу выбрать только то, что мне интересно изучать и важно для моего карьерного развития. Во-вторых, QTEM покрывает не только дисциплины с программы «Финансы», но и смежные области — например, анализ данных и менеджмент. По факту я получил доступ к предметам с различных специализированных программ в Европе.
Свой первый семестр QTEM я начал в Тилбургском университете в Голландии. За время очного обучения я сильно прокачал soft skills. Я жил в общежитии только с иностранными студентами с Erasmus. Также всех иностранных студентов разбивали на группы с менторами, которые организовывали наш совместный досуг. Это помогло мне улучшить английский язык до свободного и понять, как взаимодействовать с людьми с другим менталитетом и культурой — а это неотъемлемые атрибуты эффективной коммуникации. Также на программах обмена гораздо тяжелее работать в командах: люди меньше знают друг друга и все подвергают сомнению. Приходилось долго переговариваться и обсуждать даже незначительные детали, чтобы получить результат. Это был большой опыт в области управления командами и работе с другими людьми.
Я начал обучение в стране, но затем случился коронавирус. QTEM и университет не обязывали нас уезжать из Голландии домой и продолжать дистанционное обучение из родной страны. Тут каждый сам решал, оставаться или уезжать. Я решил вернуться ради собственной безопасности и морального здоровья семьи.
Сейчас я продолжаю обучение в Тилбургском университете онлайн. Университет довольно долго приходил к этому решению, действовал только после постановлений правительства Нидерландов, из-за чего студенты не могли понять, что будет с весенними экзаменами. Многие начали уезжать на свой страх и риск домой еще до того, как появилась информация об экзаменах, так как боялись отмены рейсов.
О решении организовать обучение и экзамены онлайн университет сообщил, на мой взгляд, поздно. Это случилось в конце марта, когда уже было ясно, что эпидемиологическая ситуация не улучшится. Для меня это негативный момент. Мне кажется, что Вышка намного лучше справилась с ситуацией, вовремя закрыла все корпуса и начала вести лекции и семинары онлайн.
Но есть и положительные стороны. Аудитории Тилбургского университета уже давно оборудованы аппаратурой для записи лекций и семинаров. На данный момент у меня проходит два курса. По одному из них преподаватель записал лекции онлайн при помощи аппаратуры в аудитории и выложил на внутреннюю платформу университета — Canvas (аналог LMS, только более продвинутый). Очень забавно было слушать комментарии преподавателя о том, как ему грустно и одиноко вести лекции в пустой аудитории и как он настаивает, чтобы мы через 45 минут выключили видео и взяли перерыв на кофе. Второй преподаватель ведет лекции и семинары с помощью конференций в Zoom — университет купил платную подписку достаточно оперативно.
Сергей Гурьянов, 2-й курс программы «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе»:
В 2020 году программа «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе» не будет проводить набор студентов. Узнать об остальных программах магистратуры можно в разделе для абитуриентов.
Я решил участвовать в QTEM в первую очередь из-за того, что была информация о возможности получить стажировку за рубежом в международной компании. Также мне хотелось получить опыт обучения и проживания в Англии.
Я учился в Университете Эксетера в Великобритании, посетил много интересных мест в стране — видел Стоунхендж и побывал в Ливерпуле — и получил прекрасный опыт проживания за рубежом. К полезному опыту я бы отнес обучение на иностранном языке и развитие своих коммуникационных способностей. Из курсов в университете мне запомнился предмет Behavioural economics. Мы там небольшое приложение на языке Python писали для выявления кооперации и эгоистического поведения в игре Public goods game из экспериментальной экономики. Это было интересно.
Я вернулся в январе, поэтому дистанционное обучение меня не коснулось. На треке у меня была стажировка в компании «Ростелеком» (подробнее о партнерстве компании, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и консорциумом QTEM можно почитать здесь — прим. ред.) . Я проходил ее дистанционно, так как команда находится в Москве. Я занимался анализом HR-интервью для того, чтобы компания могла понять мотивацию увольнений, и что нравится и не нравится сотрудникам. Также работал с классификацией комментариев о деятельности компании. Проделанную работу раз в неделю отправлял по почте и получал комментарии или пожелания для изменений.
Меня огорчило, что с международной стажировкой ничего не получилось. И о сложностях ее прохождения стало известно только тогда, когда я уже прошел на трек и начал искать компании. Я искал стажировку с середины прошлого лета в списке зарубежных партнеров QTEM, но на мои звонки и письма не отвечали. Один раз мне удалось связаться с одной из компаний через их головной офис. Они предложили стажировку, но она не сильно совпадала с профилем, который меня интересовал. А когда они узнали о том, что я из России, то отказались помогать с разрешением на работу, ведь у меня учебная виза. Получается, что с без рабочей визы рассчитывать на что-либо сложно.
Кирилл Еремеев, 2-й курс программы «Финансы»:
В QTEM треке меня привлекли интересные университеты-партнеры, возможность развить свою глобальную сеть контактов и сменить культурную обстановку.
Мой первый семестр по обмену прошел в Австралии. Я учился в Бизнес-школе университета Монаша в Мельбурне. Мне особенно понравился курс M&A. Он был основан на кейсах, мы учились с преподавателями, у которых есть живой опыт работы со сделками. Также был крутой курс управления инвестиционными фондами. Его вел практикующий консультант действующих фондов.
Еще в рамках QTEM я прошел стажировку в финансовом отделе девелоперской компании Setl Group. Во время стажировки удалось поучаствовать в оптимизации формата управленческой отчетности, изучить ценообразование жилой недвижимости и посчитать инвестпроект торгового центра.
За время участия в треке я укрепил навыки межкультурного взаимодействия, так как общался с людьми со всего мира каждый день. Я подтянул свой разговорный английский и понял, что могу без проблем жить и работать в англоязычной среде. Полезным приобретенным опытом я бы назвал опыт адаптации — прожив пять месяцев настолько далеко от дома, я теперь знаю, что смогу повторить то же самое где угодно.
Топ моих внеучебных впечатлений — это обнять кенгуру и коалу, поплавать в Тихом океане, попробовать кухни народов мультикультурного Мельбурна, провести каникулы в Сиднее, насладиться походом в знаменитую Сиднейскую оперу и провести день в Голубых горах.
Второй семестр должен был пройти в Школе бизнеса Университета Уорвик в Великобритании, но из-за ситуации с коронавирусом он был перенесен в онлайн. Семестр начнется 24 апреля, поэтому я пока не могу прокомментировать процесс дистанционного обучения. Предварительно, еще до новостей о переходе, я зарегистрировался на платформе обучения университета (аналог LMS). Могу сказать, что коммуникация с университетом всегда проходила гладко и его руководство быстро отреагировало на сложившуюся ситуацию с вирусом.