Sharing Best Experience: встреча с Алексеем Фурсовым
В Питерской Вышке прошла вторая встреча Клуба Предпринимателей в рамках проекта Sharing Best Experience. В это раз гостем университета стал Алексей Фурсов — президент ресторанной группы «Евразия Холдинг» и основатель сети клубов Fitness House.
Sharing Best Experience – совместный проект Клуба предпринимателей НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ГК «Бестъ». В рамках программы в кампусе каждый месяц проходят встречи с петербургскими бизнесменами и предпринимателями. Гости делятся своим опытом и взглядами, рассказывают, как вести бизнес в городе и дают студентам полезные советы.
Гостем второй встречи стал Алексей Фурсов. Он окончил Санкт-Петербургский государственный университета экономики и финансов и Северо-Западную академию государственной службы. Алексей занимается предпринимательством с 16-ти лет и имеет за плечами огромный опыт ведения бизнеса в самых разных сферах. Сегодня под его руководством находятся такие крупные проекты как сеть спортивных клубов Fitness House, ресторанная группа «Евразия Холдинг» и парки развлечений Mouse House.
Алексей Фурсов дважды становился победителем независимой бизнес-премии «Шеф года» в номинации «Прорыв года» в 2008 и 2011 годах. Он занимает 82-е место в «Рейтинге миллиардеров ДП - 2019» — его состояние оценивается в 12,02 млрд рублей. Во время лекции-беседы под названием «Владелец сетевого бизнеса как индеец: быстрый или мертвый» Алексей поделился опытом из жизни и бизнеса, а также ответил на вопросы аудитории.
— Алексей, расскажите, пожалуйста, что было до Fitness House и холдинга «Евразия».
— Я начал заниматься бизнесом в 16 лет. Тогда у меня было два шикарных ларька на Московских Воротах и Электросиле. Там мы продавали все, что можно. Конечно, тогда было другое время, и я бы назвал его золотым. Контроль бизнеса со стороны государства был минимальным. В 16 эти ларьки позволили мне быть совершенно независимым и вести тот образ жизни, который я хотел. Это была некая жизненная ступенька, которую было важно пройти.
— Получается, что вы работали на себя с подросткового возраста?
— Вы знаете, да, я никогда не работал наемным работником. Это, наверное, уникальная ситуация. У меня просто так сложилось, что я не работал за зарплату, и в принципе отношусь к тем людям, которые не умеют это делать. Я могу работать только за свой личный KPI, а деньги мне совершенно не важны. Наверное, если платить мне зарплату, я буду работать хуже, чем работал бы без нее. Это вопрос психологии: у каждого свой психотип и я отношусь к тем людям, которые не умеют работать на кого-то.
— Если говорить о крупных бизнес-проектах, сейчас вы владеете сетью ресторанов «Евразия», которая насчитывает более ста заведений. А с чего все начиналось? Когда вы открыли свой первый ресторан?
— Первый ресторан открылся в 2001 году, почти 20 лет назад. У меня к тому времени за плечами было уже много бизнесов: громадная компания по экспорту продуктов питания из Америки, финансовая компания, что-то еще — опыт действительно был довольно большой. И первый ресторан открылся совершенно случайно. Мы хотели поиграться, купили кафе в бизнес-центре на Выборгской набережной в Нобеле и в нем открыли первый ресторан, вложив туда 20 000$. На сегодняшний день примерная стоимость вложения в один ресторан составляет 500 000 – 1 000 000$. А тогда можно было открыть ресторан за 20 000$, потому что требования клиентов были совершенно другие.
— Расскажите, пожалуйста, про вашу самую необычную инвестицию.
— Я могу рассказать про самую успешную инвестицию. Около 14-ти лет назад я открыл свой первый фитнес клуб, он назывался MegaGym, находился на последнем этаже торгового дома Светлановский и занимал порядка трех тысяч квадратных метров. Через два года я решил продать проект и сделал это за 3 000 000 $. Но почему я говорю, что это была моя лучшая бизнес-сделка? Потому что через два года я выкупил клуб обратно за 3 000 000 рублей, что составляло около 100 000 $. То есть я выкупил его в 30 раз дешевле, чем продал.
Кстати, хочу сказать, что Питер – это самый конкурентный город в России. Здесь твой потенциальный гость – это человек, который, мне кажется, рождается маркетологом. Каждый клиент из Петербурга, прежде чем что-то купить, проводит такое обширное маркетинговое исследование, что если где-то это стоит на три копейки дешевле, то он покупает там.
В Москве, конечно, такого нет. Там выше так называемая дельта, то есть разница в стоимости какого-то продукта или услуги. Один и тот же товар в Москве может стоить рубль, а может и десять. И если ты хорошо донес до своих клиентов, что это должно стоить десять, ты сможешь продать. В Питере это просто невозможно. В этом городе продукт может стоить рубль или рубль двадцать. Все. Не может быть зазора рубль и десять. Такого не бывает.
— Алексей, есть ли у вас какой-то ключ или секрет, благодаря которому ваши проекты успешны?
— Да, есть. Сегодня он работает, но будет ли работать и завтра? Когда мы открывали Fitness House, у нас была идея, которую можно сравнить с построением авиакомпании. Мы хотели дать нашим клиентам возможность летать бизнес-классом по цене эконома. Что мы для этого сделали? Когда мы открывали сеть, то купили самое дорогое оборудование, которое на тот момент было, самое современное, самого хорошего качества. Мы построили большие бассейны, просторные залы, и позволили нашим клиентам платить за это по цене эконома. Мы вышли на рынок с той же ценой, которую давали клубы более низкого уровня. Естественно, мы забрали много клиентов.
— Давайте поговорим про ошибки. Какие ошибки в бизнесе вы совершили, какие смогли избежать?
— Честно говоря, очень трудно понять, где ты ошибся. Я уже думал над этим вопросом — он висит у нас на повестке дня. Сложно потому, что вы никогда не знаете, какие карты вам сдадут. Конечно, если бы мы знали в 2001 году, что рынок будет расти десять лет и именно по той формуле, по которой он рос, можно было бы развиваться быстрее, вкладывать больше... Но кто об этом знал? В общем, сложно сказать.
Единственное, наверное, где я совершил ошибку — я не развивал бизнес слишком агрессивно, хотя мог. Иной раз можно было активнее идти вперед, а я осторожничал и не рисковал. С другой стороны, у нас перед глазами свежий пример — сети SPAR и «Семья». Крупнейший оператор, миллиардная компания, суперуспешный бизнес — и банкрот. Для рынка это громадная трагедия: вы не представляете, сколько людей вместе с ними потеряло все. Их поставщики были заточены именно под эти сети: люди специально открывали производства, фермы, и сеть составляла 90% их клиентов.
В чем причина этой трагедии? Агрессивная политика. Никто ничего не крал: это не какой-то банкир, который взял деньги из собственного банка и улетел в Лондон, нет. Они просто излишне агрессивно развивались: брали дорогие аренды, строили слишком много магазинов, и в какой-то момент им не хватило денег. Никто не виноват, нет фактора мошенничества. Вот пример, как крупнейшая компания, востребованная на рынке, просто обанкротилась из-за агрессивной политики. Поэтому говорить в этом плане об ошибках довольно сложно.
Еще одна история: у меня в Москве было 20 ресторанов. В какой-то момент мы приняли решение их продать и сделали это за 50% стоимости. У меня, честно говоря, сердце кровью обливалось: мы потеряли 5 000 000 $. Естественно, приятного мало. Но через полгода людей, которые у меня их купили, просто закрыли, потому что рынок еще упал. Они обанкротились. И вот вопрос: ошибка ли была их продавать? На тот момент мне казалось, что я продаю их очень дешево. Но по результатам я понял, что сложилось все очень удачно.
— Что бы вы делали, если бы сейчас пришлось открывать бизнес с нуля?
— Я бы не открывал бизнес в Питере, а поехал в регионы: там совершенно другая история, а у вас уже есть учебник на пять лет вперед. Приезжая в любой провинциальный город, даже миллионник, вы видите состояние Санкт-Петербурга пять лет назад. Можно оценить, что по итогу сработает, а что — нет. Поэтому я думаю, что если вы хотите заработать денег и сделать успешный проект — идите в регионы.
Что такое региональный рынок на сегодняшний день? Простой пример: Самара – крупнейший город на Волге, там живет 1,2 миллиона человек. Когда ехал туда, я ожидал увидеть средний провинциальный город невысокого уровня развития. Но могу сказать так: там порядка больше, чем в Питере. Хорошие дороги, отличные светофоры, чистые набережные, урна у каждого подъезда, на каждом доме висит табличка с номером. Более того, они — столица камер, там в принципе ГАИ не нужно. Камеры висит на каждом светофоре — я такого не видел нигде в мире, и, если ты будешь нарушать, за день придет штрафов тысяч на десять, наверное. И при всем этом аналог Uber Black появился в Самаре всего лишь шесть месяцев назад. Эта компания называется Frantavto, и у них всего 10 машин. И ждете вы минут 40, потому что их просто мало. Это к вопросу о том, как там еще не развит рынок. А ведь кто-то из вас мог пойти и открыть это год назад. Но самое главное, что это востребовано. Поверьте, в пятницу-субботу все машины заняты.
— Алексей, насколько, на ваш взгляд, бизнесмену необходимо высшее образование?
Учеба в вузе – ваш первый бизнес-опыт. Получение диплома – это некий показатель, что вы способны пройти этот путь до конца. На самом деле, 90% знаний, которые вы приобретаете в университете, в жизни вам не пригодятся, но это то, что тренирует ваш мозг. Вы ходите в спортзал, чтобы тренировать мышцы, и приходите сюда, чтобы тренировать мозг. Это то, что даст вам основу и научит решать те или иные задачи.
Никогда не говорите себе, что вуз не нужен. Это не так. Без высшего образования вы сами в себе не будете уверены и лет через десять поймете, что чего-то в этой жизни не сделали. И будете сожалеть, что все-таки не прошли этот путь. Поэтому преподаватели, которые может быть кажутся скучными или занудными – это барьер, который нужно пройти. И они в вашей жизни нужны так же, как и многое другое. Это всего лишь цель, которую нужно победить.
— Каким главным качеством нужно обладать, чтобы стать успешным предпринимателем?
— Я думаю, бизнесмен — это человек, который мыслит объемно и смотрит на одну проблему с разных сторон. Например, во время переговоров я всегда встаю на место того человека, с которым их веду, и пытаюсь понять, чего бы мне хотелось с его точки зрения. Я никогда не пытаюсь в сделках, которые заключаю, обмануть человека, выдавить историю в свое русло. Почему? Потому что если человек в какой-то момент вдруг поймет, что я с ним договорился неправильно, это будет мешать общему делу. Лучше всего найти компромисс, когда и ему хорошо, и мне, а в одностороннем порядке так не работает. Вы можете кого-то обмануть раз, два, три. Но поверьте, это все не те кирпичи, с ними вы построите только гнилой фундамент.
Еще важно понять, что не все могут заниматься бизнесом. Если говорить реально, то таких людей около 5%. Но это вполне нормально, и вы сами для себя обязательно должны решить, кто вы. У каждого человека есть свой талант, и вы должны его найти. Кому-то суждено быть бизнесменом, кому-то – адвокатом, политиком, сочинять песни или стихи. То, что вы учитесь в этом вузе еще не гарантирует, что вы нашли свое «я» и свой путь. Но только когда у вас это получится, к вам придет настоящий успех.
Беседовала Анна Якубовская, студентка 1 курса программы "Международный бизнес и менеджмент".