• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему в постсоветских странах не приживаются эгалитарные ценности

Отношение людей к абортам, разводам и добрачному сексу — ценностям индивидуального выбора — зависит от уровня образования, возраста, степени религиозности и социального статуса. Это действительно так для многих стран мира, включая Европу и США, но не работает на постсоветском пространстве. Здесь, как показало исследование вышкинских социоогов, отношение к ценностям индивидуального выбора связано со степенью патриотизма человека.

«Широка страна моя родная», Галина Шубина, 1938

«Широка страна моя родная», Галина Шубина, 1938
Агит-история

Глобальная модернизация — урбанизация, индустриализация, секуляризация, распространение высшего образования — изменила гендерные роли и модели семейного поведения. Модерным обществам присущи стремление к гендерному равенству и менее строгим сексуальным нормам, в отличие от традиционных культур.

Согласно теории модернизации, эгалитарные ценности быстро распространяются в богатых и политически стабильных обществах, в то время как в странах с относительно низким качеством жизни предпочтение отдается «ценностям выживания», то есть стремлению к сохранению статус-кво, физической и материальной безопасности, борьбе против инаковости. Как правило, рост индивидуализма и снижение социального контроля происходит при улучшении условий жизни. Однако, как показывают некоторые исследования, быстрый экономический спад может привести к непредсказуемым последствиям и проявиться как в популяризации ценностей равноправия, так и в разочаровании в них.

В постсоветских странах переход от плановой экономики к рынку сопровождался политической нестабильностью и экономической стагнацией. Несмотря на то, что у каждой страны бывшего соцлагеря свой путь развития, их объединяет распространенность патриархата и националистических идеологий. Зачастую упор делается на примордиальную риторику, когда нация определяется «кровью и почвой» — этнической принадлежностью, в противоположность конструктивистскому подходу, в рамках которого этничность и нация считаются политически сконструированными.

Большое значение в государственной пропаганде многих постсоветских обществ получили семейные ценности и фертильность, а практики индивидуального выбора, как аборты, разводы и добрачный секс, в риторике СМИ и официальном дискурсе маркируются как опасные для нации и государства.

В переходных обществах, переживших экономический коллапс или дезинтеграцию (распад), возможно возрождение традиционных ценностей за счет желания элит реконструировать национальную идентичность.

Чтобы это проверить, социологи проанализировали данные шестой волны Всемирного исследования ценностей, собранные в 2014 году в результате опроса жителей десяти бывших советских республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Казахстана, Кыргызстана, России, Украины и Узбекистана. Ученые смотрели на связь отношения к индивидуальному выбору с национальной гордостью.

Гордость за свою национальность (по странам)
СтранаОчень горд(а)Довольно горд(а)Не горд(а)
Азербайджан71819783
Армения77924038
Белоруссия464701355
Эстония309760388
Грузия90423241
Казахстан92149181
Кыргызстан79758765
Россия7001149439
Украина380588480
Узбекистан12971599

Одобрение индивидуального выбора измерялось по шкале от 1 до 10, где 1 — «это никогда не заслуживает оправдания», 10 — «это всегда заслуживает оправдания». Степень национализма — по ответам на два вопроса. Первый: Насколько вы гордитесь тем, что вы — россиянин (белорус, узбекистанец…)? Вторым был вопрос о том, какими должны быть основные цели государства . Здесь респондентам нужно было выбрать из четырех вариантов: «оборонная мощь», «высокий уровень экономического роста», «улучшение городской среды и сельских территорий» и «обеспечение того, чтобы голос обычных людей учитывался при принятии решений». Если респондент утверждал, что сильная армия должна быть главной целью его страны, ответ рассматривался как милитаристски окрашенный. Помимо этого исследователи учитывали наличие высшего образования у опрошенных, их возраст, гендер, религиозность и семейное положение.

Постсоветский синдром

Несмотря на распространенность разводов, абортов и добрачного секса на территории постсоветских стран: Россия занимает первое место в мире по разводам (51% браков распадаются), Казахстан, Беларусь и Эстония — в первой пятерке стран по абортам, их жители демонстрируют консервативные взгляды в отношении всех трех практик. Хотя исследователи считают, что это только на словах. По их мнению, двоемыслие свойственно жителям бывшего Советского Союза, в котором взгляды, отличающиеся от общепринятых, преследовались, и где-то до сих пор преследуются законом и осуждаются обществом. 

Распределение индекса ценностей индивидуального выбора, агрегированного для десяти постсоветских государств (оправдание абортов, разводов и добрачного секса) / С. Лопатина, В. Костенко, Е. Понарин / Журнал социологии и социальной антропологии

Исследователи обнаружили, что самым значительным предиктором консервативных установок у всех опрошенных оказалась национальная гордость. Гендер, возраст, религиозность и образование если и имеют какое-то влияние, то не все вместе и не в каждой стране.

Так, например, наличие высшего образования смягчает крайне негативное отношение к абортам, разводам и добрачному сексу только в Армении, Азербайджане, Белоруссии и в меньшей степени Грузии. В остальных странах, включая и Россию — оно не оказывает никакого эффекта.

Гендер имеет некоторое значение только в Армении. Там женщины меньше осуждают ценности индивидуального выбора, чем мужчины.

Фактор возраста проявился в Белоруссии, России и Украине. В этих странах старшие поколения менее толерантны к абортам, разводам и добрачному сексу. В то же время в Азербайджане, Грузии, Кыргызстане и Узбекистане между представителями разных поколений различий во взглядах не обнаружено.

Более частое посещение церкви повышает вероятность неприятия индивидуального выбора в Эстонии, России и Украине. В меньшей степени в Азербайджане и Белоруссии.

Что касается брачного статуса, то разведенные люди оказались самыми толерантными только в Азербайджане, Узбекистане, Белоруссии, Грузии и Украине.

Влияние национальной гордости особенно значительно в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Узбекистане и в меньшей степени Эстонии и Украине. В этих странах чем выше гордость за свою нацию, тем сильнее неприятие ценностей индивидуального выбора.

В то время как в России, Кыргызстане и Азербайджане милитаризм важнее национальной гордости. Там респонденты, не одобряющие аборты, разводы и добрачный секс, считают, что военная мощь должна быть главной целью их государства.


Авторы исследования:
Софья Лопатина, исследователь Института социальной антропологии им. Макса Планка, Германия
Вероника Костенко, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований

Исследование опубликовано в «Журнале социологии и социальной антропологии».