• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Компас жизни» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

7 декабря в Питерской Вышке вновь состоялся  конкурс школьных команд «Компас жизни». Учащиеся 9-11 классов решали ситуационные задачи, возникающие в повседневности: в межличностных отношениях, при организации мероприятий, при поступлении в университет и т.д. Конкурс позволяет оценить прикладную полезность знаний и понять, как старшеклассники используют образовательный опыт в жизни.

Конкурс поддерживает кредо Вышки «Не для школы, а для жизни мы учимся». Командам выдается тема, связанная с повседневной жизнью, по которой они в течение полутора часов должны спроектировать кейс, а затем решить его. В результате старшеклассники презентовали свои сюжеты, например, по защите окружающей среды и сохранении культурного наследия, по организации мероприятий и приему иностранных гостей или по разрешению ситуаций, складывающихся в межличностном общении. Так «Компас жизни» буквально на реальных примерах учит направлять теоретические школьные знания на решение прикладных задач. Почитать подробнее о его целях и условиях участия можно на странице конкурса на сайте Центра довузовских программ.

Питерская Вышка проводит «Компас жизни» уже более 15 лет. В этом году турнир собрал более 30-ти команд из 25-ти образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В конкурсе приняли участие более 200 учеников и учителей — руководителей команд. В экспертный состав конкурса вошли сотрудники Центра довузовских программ НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, а также внешние эксперты из Исторического парка «Россия — Моя история», Педагогического Университета им. А. И. Герцена и Информационно-методического центра Красносельского района. В проведении «Компаса жизни» участвуют студенты Петербургского кампуса. Они являются его основной организационной силой и помогают конкурсу в рамках учебных проектов.

Конкурс очень популярен в педагогической среде Санкт-Петербурга. Это подтверждают развернутые отзывы учителей и тьюторов. 

Белоусова М.А., учитель истории и обществознания Гимназии №148. Победитель приоритетного национального проекта «Образование», руководитель команд неоднократных победителей и призеров конкурса: 

«Конкурс «Компас жизни» по оценке функциональной грамотности старшеклассников проводится Питерской Вышкой в разных форматах много лет и стал уже доброй традицией. В этом учебном году он несколько изменил свой формат. Во-первых, значительно расширился круг участников, на конкурс заявилось более тридцати команд из самых разных ОУ Санкт-Петербурга. Во время общего сбора в зале царила атмосфера настоящего праздника, по лицам ребят было видно, что они взволнованы предстоящим соревнованием, решительно настроены, хотят продемонстрировать свои умения и навыки и рвутся в бой. Во-вторых, в предыдущие года на конкурсе команде необходимо было только представить решение какой-либо ситуационной задачи, а ее составление было частью домашнего задания. В этом же году разработка прикладного задания и представление проекта его решения происходили непосредственно на конкурсе. Сразу должна отметить, что написание самого текста ситуационной задачи по одной из социальных проблем, грамотная постановка вопросов к ней, соответственно и презентация проекта решения получилось далеко не у всех команд. Но в этом и заключается одна из функций конкурса – научиться чему-то новому. Безусловно, на конкурсе учащиеся смогли развить исследовательские навыки и получили опыт командного взаимодействия, публичного выступления и культуры ведения диалога. Хотелось бы поблагодарить Питерскую Вышку за прекрасную организацию конкурса.»

Осмаченко Максим Владимирович, учитель истории и обществознания, лицей № 408 Пушкинского района:

«Я участвовал в конкурсах для школьников, проводимых ВШЭ («Молодые петербуржцы») в 9, 10, 11 классах (2011-2014 гг.) Было очень интересно вновь окунуться в эту атмосферу здоровых юношеских амбиций, но уже в новом качестве — в качестве учителя-наставника, руководителя команды своего родного лицея. Казалось, совсем недавно я, вместе со своими одноклассниками, принимал участие в бурных обсуждениях, командной работе, решении непростых ситуационных задач, а теперь мне предстояло наблюдать за этим со стороны. Скажу честно, это было не так-то просто. Хотелось сесть за один стол с ребятами, вновь почувствовать азарт борьбы и дух соперничества. С большим интересом я наблюдал за тем, как мои ребята и их соперники из других школ защищали свои мини-проекты. Было очень увлекательно слышать столь продуманные, грамотно составленные выступления, видеть уверенных в себе, амбициозных молодых людей, смотреть, как легко им даются публичные выступления. Вспоминая свой личный опыт, могу заметить, что современные школьники менее зажаты, они не боятся выступать перед большой аудиторией, говорят грамотно и по делу, при этом способны генерировать необычные, творческие идеи. Что касается самого формата Конкурса, то он значительно изменился с тех пор, как я принимал в нём участие в качестве ученика. На мой взгляд, современным школьникам намного сложнее, так как они практически лишены возможности использовать домашние заготовки, не могут рассчитывать на заранее отрепетированную речь и заготовленные приёмы. Наблюдая за выступлениями ребят в этом году, я заметил, насколько теперь стало важно уметь работать в команде, принимать коллективное решение, грамотно распределять роли и распределять время. Было очень приятно вернуться во ВШЭ и посмотреть на Конкурс уже под другим углом. В заключении хочется отметить, что уровень организации Конкурса, а также уровень подготовки команд-участниц растет с каждым годом».

Хорошо пишут о «Компасе жизни» и эксперты из учреждений-партнеров, с которыми Петербургская Вышка сотрудничает уже много лет.

Серженко Наталия Михайловна, заведующая Центром информатизации образования Красносельского района Санкт-Петербурга, член Общественного жюри Конкурса:

«Участие в конкурсе «Компас жизни» — это не только способ выявления талантливых ребят и создание ситуации успеха для каждого, но и активный метод обучения. Проведение этого конкурса стимулирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет организовать диалог как между командами, так и с участием экспертов.  Организация конкурса создала атмосферу свободного обмена мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. При проведении конкурса решения ситуационных задач используются педагогические технологии, доказавшие свою эффективность: технология проектирования, технология сотрудничества и дискуссии, технология общественной экспертизы. Все это, вкупе с обязательным требованием командной работы (и распределением ролей в команде) позволяет оценить умение выделять основные условия решения поставленной проблемы, использовать для ее решения   предметные знания. Участники Конкурса показали высокий уровень подготовленности к решению жизненных ситуационных задач, но им, безусловно, еще есть, чему поучиться. А как известно, учиться легче всего у сверстников, - и это еще один принцип, лежащий в основе конкурса. Благодарим организаторов конкурса, надеемся на такую же яркую и эффективную реализацию дальнейших совместных проектов.»

Победителями Конкурса «Компас жизни» 2019 года признаны команды:

— Петергофской Гимназии им. Александра II, Гимназии №148 им. Сервантеса и Гимназии № 293 (1 место).

— Лицея № 408 (2 место). 

— Гимназии № 278, СОШ №270 и №601, а также Лицея № 64 (3 место).