«Свет и цвет» Мицуо Кацуи
21 ноября на Новой сцене Александринского театра прошло открытие выставки «Цвет и свет» Мицуо Кацуи – японского плакатиста, одного из самых значимых графических дизайнеров последнего столетия. Организатором экспозиции стал Митя Харшак – творческий руководитель Школы дизайна Питерской Вышки и главный редактор и учредитель журнала «Проектор». Вернисаж посетили дизайнеры, студенты и преподаватели Высшей Школы Экономики, а главными гостями стали генеральный консул Японии Ясумаса Иидзима, директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников и генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.
Выставка японского графика и плакатиста Мицуо Кацуи продолжает проект, начатый Митей Харшаком в 2014 году. Каждый год он выбирает одну из выдающихся дизайнерских школ и рассказывает о ней со страниц спецвыпуска журнала «Проектор». Также дизайнер организовывает тематические выставки, на которые приглашает авторов работ и известных спикеров. Так, в Петербурге уже были представлены экспозиция американского плаката второй половины XX и начала XXI века, организованная совместно с нью-йоркской школой визуальных искусств («Underground Images», 2015); выставка швейцарского плаката, которую поддержал совет по культуре Швейцарии «Про Гельвеция» («Swiss made», 2018); коллекция французского плаката («Fabriqué en france», 2017) и другие.
В этом году дизайнер решил обратиться к японской графике. И если раньше экспозиционные проекты были сборные, посвященные творчеству нескольких мастеров, то в этот раз все выставленные работы выполнены только одним автором — Мицуо Кацуи. Однако встрече с Мицуо Кацуи не суждено сбыться – мастер ушел из жизни в августе этого года в возрасте 88 лет, в связи с чем показ его работ приобретает особый смысл.
«В свете последних событий эта выставка стала чем-то большим, чем мой личный и кураторский проект, — поделился Митя Харшак. — Теперь это не просто экспозиция, а скорее дань памяти и уважения человеку, внесшему огромный вклад в развитие дизайна не только в Японии, но и во всем мире. Мицуо Кацуи по праву принадлежит к числу имен, которые формировали визуальный язык XX века и двигали вперед профессию. Его работы без сомнения узнаваемы и не похожи ни на что, бывшее до него. Этого человека можно назвать ярким — и в прямом, и в переносном смысле — новатором в сфере графического дизайна и в плакате, как в высшем жанре этого направления. Ну а название выставки — «Свет и цвет» — удивительно точно передает смысл происходящего здесь. Автор виртуозно работает со светом и цветом и иногда в его работах я вижу невероятную глубину, многослойность листа и улавливаю какие-то почти звуковые вибрации что, в общем, сродни магии».
Также Митя Харшак отметил, что предыдущие выставки, которые он организовывал, были «файловыми»: куратор обращался к авторам, договаривался с ними о сотрудничестве, после чего получал файлы с работами высокого разрешения и распечатывал их на специальном оборудовании в Санкт-Петербурге. Но когда он предложил подобное участие господину Кацуи, тот наотрез отказался, аргументировав это тем, что никакой плоттер не может передать глубину цветового решения его работ. «В тот момент я с сожалением подумал, что выставка не состоится, — рассказал Харшак. — Но буквально спустя две недели ко мне в дверь позвонил курьер с огромной папкой, где было 15 японских оригинальных полиграфических отпечатков. Когда я вскрыл ее, то сразу понял, что имел в виду автор. Безусловно, никакая техника не в состоянии передать глубину и многообразие красок, воспроизвести технические приемы, которыми пользовался мастер. Например, помимо традиционной цветовой полиграфической модели CMYK – печати в 4 краски – в работы добавляются специальные краски Pantone, в некоторых работах применяется выборочное лакирование. Более того, при пересъемке работ для публикации в журнале, мы обнаружили уникальную вещь – плакаты светились в темноте. Это настоящая фантастика, магия, продемонстрированная в жизни!»
С приветственным словом на открытии выставки выступил Сергей Кадочников, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Он посоветовал посетить экспозицию не только студентам-дизайнерам, но и ребятам с других образовательных программ. Например, менеджерам выставка будет интересна с точки зрения организации мероприятия, а историкам с позиции исторического контекста в создании работ. Сергей Кадочников подчеркнул значимость вовлечения студентов в проектную работу такого высокого уровня.
Еще один аспект, который отметил директор Высшей школы экономики в Петербурге — это просветительская миссия вуза: «Очень важным в работе университета является и то, что он должен нести какие-то смыслы, объяснять их и пытаться донести до людей с разными взглядами и представлениями о жизни. Подобные проекты являются одним из путей, с помощью которых это становится возможным. В таких выставках есть особая энергетика, ведь человек не просто изучает книгу в одиночестве и персонально получает какие-то знания: здесь происходит коллективное восприятие информации. И вот создание таких возможностей, управление смыслами, донесение их до зрителя — это и есть важнейший социальный аспект, который отражает работу нашего института в общественном смысле. Мне кажется, такой подход больше характеризует университеты, которые тесно взаимодействуют с обществом. Это не обязательно только те вузы, в которых есть социальные науки, но и все учебные заведения, которые не изолированы от социума. В этом контексте мы должны быть организаторами, участниками и зрителями таких проектов».
«Принимать выставку мастера с мировым именем – большая честь для нас. Безусловно, коллекция работ такого автора — это, в первую очередь, яркие плакаты в довольно сером Петербурге в самое тяжелое для жителей время года. Во-вторых, это отличная возможность вживую познакомиться с оригиналами действительно уникальных работ. Ну и самое приятное – что вход здесь свободный. Мы очень рады, что можем предложить жителям города заглянуть к нам и потратить немного времени, чтобы отвлечься и, возможно, изменить привычный взгляд на вещи» — поделился Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра.
Еще одно значение выставка обрела в связи с проведением театральной олимпиады, которой в этом году исполнилось 25 лет. В честь этой даты фестиваль проходил сразу в двух странах – России и Японии, и буквально несколько дней назад на Новой сцене Александринки завершились гастроли японского театра под руководством Тадаси Судзуки. Так, выставка «Свет и цвет» становится не только важным событием в культурной жизни города, но и интересным завершением японской секции олимпиады.
Материал подготовила Анна Якубовская, студентка 1 курса ОП «Менеджмент».
Кадочников Сергей Михайлович