Дружить с финансами
1 ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошла научно-методическая конференция по обмену опытом «Дружи с финансами».
Санкт-Петербургский Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования собрал педагогов, которые прошли обучение по программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания финансовой грамотности различным категориям учащихся» на базе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В рамках пленарных заседаний и работы на площадках обсуждались актуальные проблемы преподавания основ финансовой грамотности в образовательных учреждениях города.
Екатерина Лавренова, советник директора проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Минфина России отметила, что сейчас в образовательные учреждения Санкт-Петербурга и Ленинградской области начали поступать учебно-методические комплекты (УМК) по финансовой грамотности, уникальные по своему содержанию и тиражу, каждый из которых включает в себя методическое пособие для педагога, рабочую тетрадь для учащихся и материалы для родителей. В рамках проекта отдельные УМК разработаны для начальной, основной и средней школы, а также для образовательных организаций среднего профессионального образования и для детских домов и школ-интернатов. Разработанный Минфином курс финансовой грамотности предусматривает не только реализацию образовательного процесса в школе, но и обсуждение финансовых тем – построение семейного бюджета, управление личными финансами, анализ последствий необдуманных финансовых решений – в кругу семьи. Уроки по ФГ позволяют использовать в процессе обучения интерактивные технологии: игры, соревнования, тренинги, викторины, проектную деятельность.
Екатерина Лавренова, один из авторов курса ФГ, подчеркнула: «Новые учебные пособия дают возможность эффективно вовлекать детей в процесс получения знаний, создают интересную среду для обучения. Минфин обеспечивает методическое сопровождение внедрения нового предмета, а образовательные учреждения вправе сами решать в какой форме его реализовывать».
Возможностей много: включение ФГ в обязательные предметы (обществознание, математика, ОБЖ, литература, информатика); внеурочная деятельность, факультативы и элективы, проектная деятельность и др.
«Я преподаю финансовую грамотность в 6, 9 и 10 классах, и вижу заинтересованность детей в этом предмете. Они понимают, что полученные знания пригодятся им в жизни, — делится опытом Наталья Жешко, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 249. — Например, мы говорили о том, как накопить на обучение или первый взнос по ипотеке, вместе посчитали, что с 8 по 11 класс можно собрать 550 тысяч рублей. Правильный подход к личным финансам, умение аккумулировать средства, позволяют начинать с карманных денег и скромных заработков 75 рублей в час. Мы хотим показать ребятам, что личный капитал можно сохранить и преумножить, а не просто купить что-то сиюминутное, составляем карты желаний, строим планы распределения времени, ищем способы получения доходов. Они учатся грамотно относиться ко всем сферам своей жизни, даже с родителями начинают делиться знаниями! Финансовая грамотность – это ответственность, целеполагание, умение думать на перспективу».
Заместитель председателя комитета финансов Наталия Лукьянова, выступая перед участниками конференции «Дружи с финансами», рассказала о проектах комитета в сфере инициативного бюджетирования и бюджетной грамотности. В сентябре в Центральном районе Санкт-Петербурга стартовал пилотный проект «Твой бюджет в школах». В конце года будут определены 10 инициатив школьников, на реализацию которых город выделит 30 млн рублей. Проект позволяет вовлечь учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в процесс принятия бюджетных решений. Проекты могут быть самые разные, от спортивных объектов, до школьного радио или студии звукозаписи. Решение о финансировании будет приниматься экспертной комиссией, в которую войдут представители совета старшеклассников и совета по образовательной политике при комитете по образованию, представители общественности и органов исполнительной власти.
«Основная цель школьного направления в инициативном бюджетировании – не развитие инфраструктуры за счет школьников - для этого есть другие механизмы, а развитие молодежи, формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции. Ребята смогут приобрести коммуникационные и презентационные навыки, опыт разработки и реализации проектов», - пояснила Наталия Лукьянова. - Правительство города заинтересовано в развитии проекта, который можно назвать школой гражданского воспитания. Финансовая культура – фактор экономического роста: чем грамотнее в этих вопросах население, тем богаче регион, больше собирается налогов, меньше бюджетных расходов и потерь».
В ходе конференции педагоги среднего и специального профессионального образования представляли свои разработки, пробовали себя в роли учеников, обсуждали новые методики и спорные вопросы, искали верные решения.
Анна Шахвердова, руководитель Межрегионального методического центра по финансовой грамотности ИДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург главной задачей считает формирование педагогического сообщества в области финансовой культуры и совершенствование профессионального мастерства педагогов. «Мы готовы поддержать тех, кто хочет развиваться. Планируем создать группу в социальных сетях для обмена опытом и оперативного получения информации, организовать клуб для встреч педагогов, провести круглый стол с руководством школ, чтобы прошедшим обучение учителям было легче внедрять свои знания в жизнь. Очень важен обмен накопленным опытом между школами, в этом году мы должны обучить ещё 200 педагогов, они смогут пользоваться наработками своих коллег. Мы надеемся, что в педагогическом сообществе будет появляться все больше амбассадоров финансовой грамотности».
Баяндина Анна Эдуардовна
Центр "Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования": Директор центра