«Лучше неделю подумать и сделать работу за час, чем наоборот»
Дизайнер и художник Андрей Люблинский уже второй год преподает студентам бакалаврской программы «Дизайн». Он – автор знаменитых «красных человечков», инсталляции «Дружба народов» на ВДНХ и огромной пиксельной утки в Парке Горького. О выборе профессии, принципах в работе, любви (и нелюбви) к родному городу Андрей рассказал после встречи в рамках открытого лектория Школы дизайна в Санкт-Петербурге.
— Андрей, как и когда вы поняли, что хотите стать дизайнером?
Для меня самого огромная загадка, почему я стал заниматься творчеством. А дизайн я выбрал, наверное, тогда, когда стало ясно, что в Академию художеств мне не поступить, поэтому пошел в «Муху», о чем ни разу не пожалел.
— На ваш взгляд, профессию надо выбирать рационально или просто идти туда, куда тянет?
Однозначного ответа не существует, на мой взгляд. Конечно, лучше идти туда, где будет интересно учиться, с другой стороны — выбирая, например, философию в качестве будущей профессии, надо понимать, что денег у тебя никогда не будет и нормальная девушка вряд ли согласится пойти с тобой в бар.
— Разочаровывались ли вы когда-то в своем выборе профессии? Если не дизайнер — то кто?
Выбора профессии как такового не было, был выбор вуза, а коммерческий дизайн мне наскучил достаточно быстро, благодаря всему этому я и стал художником с дипломом дизайнера.
— Профильное образование для дизайнера или художника — это необходимость или подспорье?
Дизайнер без образования — это недоразумение, художник же сам выбирает свой путь, в зависимости от целей, которые он перед собой ставит.
— Какой самой главной идее вы учите своих студентов?
Лучше неделю подумать и сделать работу за час, чем наоборот. Мозг — главный инструмент. Ну и конечно, если студент не любопытен — стоит заняться чем-нибудь другим, но точно не дизайном.
— Вы несколько раз упоминали, что не любите создавать уникальные объекты. Почему?
Потому что мне не нравится элитарность и я верю в тиражи. Хотя если есть запрос на уникальное произведение, я никогда не отказываюсь — деньги не пахнут.
— Какой из своих работ вы действительно гордитесь и считаете, что пока это лучшее, что вы сделали?
Странный вопрос. Я горжусь всеми своими работами, иначе какой смысл что-то делать? А самый крутой проект, который я сделал — это CUBISM, модульная система, где в качестве модуля используется кубик. С помощью этой системы я придумал и создал линейку из десяти животных, у каждого из которых есть персональный автомобиль. Это именно тот проект, где ничего ни убавить, ни прибавить.
— За что вы любите Петербург и чего, на ваш взгляд, не хватает городу?
В этом городе я родился, прожил всю жизнь и никуда отсюда не собираюсь, каждый день в Петербурге приносит мне радость. Погода, природа, архитектура… Всего не перечислишь. А не хватает здесь всегда одного и того же — денег.
— На лекции вы сказали, что Петербург точно не является культурной столицей России. Почему?
Отсутствие музея современного искусства, полторы галереи на весь огромный город, художники, работающие в «Макдональдсе», чтобы свести концы с концами, — о чем можно говорить? Запредельно низкое, за редким исключением, качество современной архитектуры, за которое никто не несет никакой ответственности, наконец — стеклопакеты всех цветов и модификаций, уродующие исторические здания. Культуре в этом городе не уделяется должного внимания, это факт.
— Как вы относитесь к популярным общественным пространствам — Новой Голландии, «Севкабелю»?
Замечательно, что такие пространства есть в нашем городе, но пока они не предлагают сотрудничества, мне не слишком интересно, что там происходит. Для меня не существует места, где нет меня.
— На ваш взгляд, закончится ли когда-то бесконечная война между уличными художниками и горожанами/коммунальщиками? И должна ли она заканчиваться?
Нет никакой войны, есть рутинные действия — молодой оболтус портит чаще всего исторический фасад или гранитную набережную (исключения бывают, но редко), дворник приходит и закрашивает. Это не война, а скука.
Люблинский Андрей Григорьевич