• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азбука петербургского эксперимента

«От нас должен выходить человек, способный решать любые вопросы, связанные с дизайном. Поэтому я постараюсь вывести работу своих студентов в практическую плоскость, вижу в этом свою миссию. «Музейная линия» предоставляет такую возможность, мне бы хотелось, чтобы в рамках этого проекта наши студенты выходили в городскую среду со своими работами уже на стадии обучения». Преподаватель профиля «Дизайн среды» Андрей Пунин рассказывает о новом городском проекте и развитии учебной программы.

Сейчас мы занимаемся развитием проекта «Музейная линия», который призван объединить различных участников современного культурного процесса: музеи и креативные пространства, а также новые локации. Она пройдет от Манежа по Конногвардейскому бульвару, Александровскому саду и Миллионной улице до Летнего сада, создав новый пешеходный музейный городской маршрут. Это открытая история и присоединиться к ней может любой музей или выставочное пространство.

Мы живём в декорациях имперского Петербурга, который любим и которым гордимся, его архитектура прекрасна, но это прошлое. Современное искусство должно выходить в городское пространство и становиться частью его эстетики, не разрушая уникальную историческую среду. Проекты средового дизайна тем и хороши, что они временные. Провокационный проект существует месяц, вызывает волну восхищения или возмущения, одобрение или критику, когда он уходит его может сменить следующий. На фоне произведений Растрелли, Росси, Кваренги мы пытаемся создать какую-то новую историю. Это очень интересный и важный лично для меня проект. Пришло понимание, что именно поколению моих ровесников - 40-45 летних художников предстоит воспитать тех, кто пойдёт за нами. Не хочется говорить громких слов про призвание и роль в истории, но я понимаю, что если этого не сделаем мы, то этого не сделает никто. В этом смысле очень важна та история, которую сейчас активно развивает Митя Харшак. Он собрал единомышленников, тех кто уже многое понял в этой жизни и готов делиться своими наработками, мы все практики. Опыт последних лет работы со средовыми проектами показал, что нужно его передавать и растить себе коллег, с которыми можно будет говорить на одном языке.

Новая программа НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Средовой дизайн» - шанс, который выпадает раз в жизни. Ты в самом начале фазы активного созидания и рядом с тобой соратники, каждый из которых - «номер один» в своей профессии. Программа построена таким образом, что в течение четырех лет обучения студенты успеют поработать во всех направлениях дизайна среды — в проектировании интерьеров и объектов, фасадов и ландшафтов, отдельных сооружений и многокомпонентных средовых комплексов. При этом, наша задача дать студентам не просто образование, но инструментарий взаимодействия с творческой задачей, взаимодействия с самим собой, таким, какой ты внутри. Важно, как ты реагируешь на задачу, как отвечаешь на неё в практической плоскости, находишь свой язык, на котором ты говоришь в искусстве. Невозможно научить всему, есть вещи, которым ты можешь научиться только самостоятельно, выстроив себя. Мы должны предоставить такую возможность, создать среду для развития, поставить правильные, достаточно сложные задачи, позволяющие столкнуться на практике с тем, что человеку непонятно, несвойственно. От нас должен выходить человек, способный решать любые вопросы, связанные с дизайном. Поэтому я постараюсь вывести работу своих студентов в практическую плоскость, вижу в этом свою миссию. «Музейная линия» предоставляет такую возможность, мне бы хотелось, чтобы в рамках этого проекта наши студенты выходили в городскую среду со своими работами уже на стадии обучения и их портфолио пополнялось реализованными объектами. Хорошо, если они смогут почувствовать всю сложность этого процесса, поймут, куда они вписались, но в тоже время помнят, что «не боги горшки обжигают».

«Музейная линия» — место для представления современных художественных идей, новых культурных форм и проявлений в классическом городском пространстве. Открыла этот проект выставка работ скульптора Дмитрия Каварги «Токсикоз антропоцентризма», а сейчас у стен ЦВЗ «Манеж» проводится фестиваль-инсталляция «Тридцать Три Звука: Азбука петербургского эксперимента». Проект на площади - это своеобразный каталог из значимых петербургских звуковых феноменов: от рогового оркестра до графического звука, от выстрела крейсера «Аврора» до оперы Шостаковича «Нос», от изобретения радио — до шумовых экспериментов девяностых. Павильон «Тридцать Три Звука» включает в себя выставочные пространства и сцену для выступлений. Он выполнен в виде спирали улитки — центральной части огромного слухового органа, которым является город, и одновременно раковины: приложив к ней ухо, можно услышать отголоски звуковых океанов.

Сразу после открытия выставки я привёл к Манежу своих студентов, хорошо, когда есть возможность показать свою работу и поговорить с ними на профессиональном языке, проследить ход творческой мысли от метафоры до её выражения в практической плоскости. Мне самому интересны нестандартные проекты, дающие возможность изобретать оригинальный формат и с ним работать. Мне нравятся метаморфозы, которые происходят с нашим проектом под влиянием окружающей среды. Например, когда мы готовили открытую сцену к концерту, пошёл дождь, мы решили трансформировать внутреннее пространство павильона и перенести выступление под крышу. Проект живёт своей жизнью! Уличное пространство исторического центра Санкт-Петербурга становится в нем не просто фоном, а естественной средой обитания.

Я думаю, что стоит подкорректировать учебные планы и в следующем году совместно со студентами создать живой уличный проект.

 

Проект «Тридцать Три Звука: Азбука петербургского эксперимента» открыт до 6 октября.