От текста к цифре
В конце августа в стенах Питерской Вышки прошла летняя школа «Повороты в социально-гуманитарных науках: от текста к цифре», организованная департаментом истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург совместно со Студенческим научным обществом ОП «История».
Летняя школа состояла из четырёх блоков, – антропология, визуальные исследования, лингвистика и Digital Humanities – в каждом из которых участники знакомились с соответствующим изменением в гуманитарных науках.
Одной из главных идей «поворотов» являлся пересмотр методологии исследований, что в итоге приводило их к междисцилинарности. Именно в этом и состояла главная цель летней школы – приобретение участниками навыков междисциплинарного исследования и создание на их основе групповых проектов, которые после экспертной оценки, будут предложены на «Ярмарке проектов» ВШЭ.
В летней школе принимали участие не только студенты разных социально-гуманитарных образовательных программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, но также студенты из других городов: Москвы, Томска, Самары, Ижевска, Минска. Занятия проводили преподаватели петербургского кампуса, среди которых Марина Викторовна Лоскутова, Влада Вячеславовна Баранова, Алексей Валерьевич Куприянов, а также приглашенные лекторы из московского кампуса – Дарья Игоревна Присяжнюк, Армен Варданович Арамян и старший научный сотрудник ИВИ РАН Алексей Анатольевич Фролов. На протяжении четырех дней участники знакомились с цифровыми методами исследований и их визуализацией, особенностями работы в области устной истории и современной социальной антропологии, а завершилась подготовительная часть школы проектной деятельностью в рамках «визуального поворота» в музейном пространстве Эрмитажа. Все это способствовало погружению участников летней школы в мир междисциплинарных исследований в процессе подготовки их собственных проектов, защиты и обсуждения которых состоялись в последний день.
Дарья Москвина, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, ОП «История», 4 курс
Летняя школа по-настоящему вдохновила на новый учебный год. Полученные знания сразу же проверились на практике: будь то программирование в R, или построение системы ГИС. Больше всего понравилось работать над групповым проектом: удалось пофантазировать и поговорить о том, что в учебное время вряд ли станет темой для обсуждения на семинарах.
Лилия Казакова, НИУ ВШЭ, ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика», 4 курс:
Ощущалось, что школа проводится впервые, но не в плохом смысле, — было видно, как организаторы стараются. Все лекции были замечательные, больше всего мне понравились про лингвистический ландшафт и про визуальный поворот. Очень приятно было сходить в Эрмитаж! В целом, участие в школе мне понравилось, я бы с удовольствием повторила.
Страница школы в «ВКонтакте»: https://vk.com/hsespbsummerschool