Как за четыре года полюбить политологию и поступить в немецкую магистратуру
«Вольная редакция» департамента политологии поговорила с выпускницей этого года Николь Фукс о поступлении за рубеж, преподавателях, преодолении себя и выборе темы диплома.
– Николь, во-первых, я Вас поздравляю с поступлением в Кёльнский университет и с получением стипендии на обучение Фонда DAAD. Расскажите, пожалуйста, как у Вас всё это получилось?
Большое спасибо за поздравления!
Начать, наверное, стоит с того, что DAAD не был единственной программой-стипендией, на которую я подавалась. Ещё летом перед четвёртым курсом пришло осознание того, что продолжать свое обучение я хочу за границей. Благодаря выпускницам нашей программы – Лизе Озерновой и Насте Мироведниковой – я знала про возможность получения стипендий для обучения в Швеции (Visby) и Тартуском Университете (DORA). Про DAAD же (стипендию для обучения в Германии) я знала ещё со школы, так как заканчивала немецкую гимназию. Осенью я начала смотреть сайты всех этих программ, чтобы понять, когда грядут дедлайны.
На DAAD был самый ранний дедлайн – в середине ноября. Поэтому уже в конце октября мне пришлось сдать IELTS, так как в магистратуре я намеревалась обучаться на английском языке. Отбор на DAAD проходил в два этапа. Первый – заочный – состоял в отправке полного пакета документов в Москву (CV, IELTS, анкеты, мотивационного письма, рекомендации от преподавателя и, в моём случае, ещё диплома на знание немецкого – DSD). Также необходимо было заполнить специальную форму, указав всю информацию про три университета/программы, на которые я намеревалась подаваться в Германии.
В феврале мне написали о том, что я успешно прошла первый этап отбора, и меня приглашают на собеседование в Москву. Собеседования проходили с немецкими и русскими профессорами и экспертами DAAD на том языке, на котором были выбраны три программы в заявке. В моём случае я выбрала как немецкие, так и английские программы, поэтому собеседование было на двух языках. Я попала в поток «гуманитариев», меня собеседовал политолог из Мюнхенского Университета и два лингвиста (университеты, к сожалению, не помню). Собеседование было довольно стандартным. Многие ребята говорили, что оно было стрессовое, но мне так не показалось. Вопросы были обо всём: про мои исследования, про знания языков, про выбор программ, о чём и с кем хочу писать магистерскую, что намереваюсь делать после магистратуры и т.д.
В то же время (в феврале) я начала подавать заявки в немецкий вузы. Дедлайны там очень разнятся: например, в Кёльне дедлайн подачи документов был аж в середине июня. Я решила податься на четыре программы: на политологию в Мюнхен, Кёльн, Мангейм, а также на международные отношения в Бремен.
В начале марта я узнала, что успешно прошла интервью и вошла в список из 37 человек, получивших стипендию DAAD для обучения в магистратуре в Германии. Оставалось только ждать результатов от немецких вузов (ждала я очень долго). В марте-апреле также начали приходить ответы от названных ранее стипендий и университетов. У меня был шанс поехать учиться в разные страны, но я решила всё же остановиться на принятии стипендии DAAD и дожидаться ответа от немецких университетов. Последний ответ пришел из Кёльна две недели назад, я очень его ждала, так как программа именно в этом университете привлекала меня больше всего. Вот так и вышло, что я поеду учиться в Кёльн.
Мне кажется, очень важно сказать, что я вряд ли смогла бы разобраться во всех заявках на стипендии и в университеты без помощи Лизы Озерновой, которая сейчас учится по Visby в Швеции. Поэтому я буду очень рада также стать полезной в вопросах поступления за границу: если кому-то это интересно и будут возникать какие-то вопросы, то обязательно пишите!
– Помогла ли Вам как-то наша программа в процессе поступления в магистратуру?
Этот вопрос кажется мне риторическим: однозначно да! Вышка, а точнее именно наша программа, полностью сформировала меня за четыре года. Я пришла с не очень высокими баллами за ЕГЭ, нулевым английским и полным непониманием, что я хочу делать дальше по жизни. Да, стоит признать, что мое формирование не было безболезненным: сначала я просто не понимала, что происходит, потом сомневалась, что политология – это моё, потом вообще решила, что после выпуска я пойду в event management. Но именно на четвёртом курсе весь паззл как будто сложился: я поняла, что такое политология, зачем люди вообще ей занимаются. Я осознала, что мною оказалось освоено очень много soft skills. За четыре года я собрала довольно неплохое (если я могу так говорить) CV, участвуя в научных конференциях, школах и семинарах. Этого всего не произошло бы, если бы наша программа не дала мне научно-аналитическую базу, знание английского языка, а также понимание того, что любое знание или навык (та же работа со статистикой) – это лишь вопрос приложенных усилий, всё реально.
Когда я говорю «программа», конечно, я имею в виду наших преподавателей. И я с уверенностью могу сказать, что абсолютно каждый преподаватель внёс вклад в моё развитие. Политология в Вышке – это концентрация небезразличных и очень крутых людей. За одиннадцать лет в школе я не получила столько информации, опыта и поддержки, сколько получала за один год в Вышке. Я очень благодарна всему департаменту преподавателей за то, что они относятся к своей работе со стопроцентной отдачей, эмпатией и душой. Во время подачи заявок в магистратуру каждый из преподавателей, к кому я обращалась с просьбой написать мне рекомендательное письмо, уделяли мне своё личное время, так как понимал, что рекомендация – очень важный пункт, который влияет на дальнейшее решение по кандидату. Многие также помогали мне советами с тем, куда лучше податься и на чем делать акцент в CV и мотивационных письмах. Учебный офис выдавал мне бесконечное количество справок и транскриптов в очень короткие сроки. Это всё и есть поддержка программы, благодаря которой я сейчас имею возможность обучаться в немецком университете.
– А какова тема Вашей дипломной работы? Почему стали заниматься именно этой сферой?
Диплом я писала про влияние «Открытого Правительства» на качество государственного управления. Если говорить подробнее, то меня интересовало, действительно ли различные инициативы, направленные на более «открытую» публичную политику (открытые данные, гражданские инициативы, петиции и т.д.), могут сделать государственное управление более эффективным.
Что касается того, почему я занялась именно данной темой, то это довольно сложный для меня вопрос, так как, к сожалению (или к счастью, я не знаю), я не отношусь к категории студентов, которые выбрали одну тему на 1-м курсе и развивали её вплоть до написания ВКР. Мой путь был довольно интересным, как мне кажется: на 1-м курсе я писала про влияние новых медиа на политическую социализацию с Юрием Андреевичем Кабановым. Затем два года я писала про работу институтов Европейского Союза (по большей части про Европейскую Комиссию) с Анной Андреевной Декальчук. На третьем курсе мы с Анной Андреевной попытались сделать количественное исследование про лоббистов в ЕС, но оно, откровенно говоря, вышло плохим. По большей части, конечно, из-за меня, но также роль сыграло плохое количество и качество данных, доступных для анализа. После защиты на третьем курсе я понимала, что в своей дипломной работе я бы хотела сделать какой-нибудь интересный количественный анализ большого числа данных. Также я понимала, что по интересующим меня в ЕС темам таких данных я не найду. Либо, если найду, то окажется, что с ними уже поработали и всё написали до меня. Подумав, я решила, что может быть неплохой идеей для ВКР сменить исследовательский фокус с ЕС на что-то другое.
Летом третьего курса я работала на Чемпионате Мира, и у меня была мечта соединить две интересующие меня сферы: спорт и политику. Думала, что смогу писать ВКР про спортивные мега-события, пришла с этим предложением обратно к Юрию Андреевичу Кабанову. Но когда настал момент чёткой формулировки темы и описания дизайна исследования, мы поняли, что, во-первых, особо интересных данных по данной теме нет, а, во-вторых, исследовать тоже особо нечего: про спорт как символическую политику уже написано много статей, актуальности в теме нет. Мы начали думать, какую тему можно взять, чтобы была и научная актуальность, и данные. Тогда я ходила на курс по выбору «Государственные Данные», на котором нам Михаил Евгеньевич Карягин как раз и рассказывал про открытые данные и Открытое Правительство. Мой научный руководитель как раз тоже занимался этой темой, но он предупредил меня, что открытые данные и Открытое Правительство уже многие пытались исследовать как зависимую переменную, то есть смотрели, что влияет на «открытость» управления. Но при этом ничего хорошего из таких исследований не выходило. Так, мы решили взять «Открытое Правительство» в качестве независимой переменной и проверить, может ли оно само по себе что-то поменять в области управления или же данные инициативы являются просто новым инструментом в публичной политике, не способным ничего поменять. Также Юрий Андреевич предложил попробовать использовать интересный статистический метод – моделирование структурными уравнениями (SEM), который недавно начали использовать в социальных науках. Я очень обрадовалась, что у меня появилась возможность выучить что-то новое для себя помимо старой доброй регрессии в R. Вот так мы выбрали тему и придумали дизайн исследования. Как всё придумали, так я и написала.
– Ваши пожелания нашим абитуриентам?
В первую очередь я хочу сказать абитуриентам о том, что их ждёт четыре лучших года их жизни. Самое главное, что я могу пожелать – это не потратить это время впустую. Ценить каждую минуту своего времени обучения в бакалавриате, потому что оно пролетит незаметно. Независимо от того, где и на кого вы будете учиться, с первых дней в бакалавриате начинайте включаться в научную и внеучебную жизнь университета. Обязательно волонтерьте, участвуйте в конференциях, зимних и летних школах, учите языки. У вас есть четыре года, чтобы сформировать свое CV, с которым дальше вы пойдёте либо в магистратуру, либо к работодателю. И чем раньше вы начнёте его (а на самом деле себя) наполнять, тем выше будут ваши шансы достичь того, чего вы желаете.
Ну и напоследок: если будут какие-либо вопросы по обучению на политологии или в Вышке, в целом, то тоже непременно пишите, я буду рада поделиться какой-то инсайдерской информацией!
Декальчук Анна Андреевна
Академический руководитель
Кабанов Юрий Андреевич
Департамент прикладной политологии: Старший преподаватель