• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азбука финансовой грамотности

В рамках V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи на базе Питерской Вышки прошёл чемпионат для школьников старших классов и педагогическая мастерская по игре «Не в деньгах счастье». По мнению организаторов, овладеть финансовой грамотностью – это значит не только усвоить знания, но и научиться применять их на практике.

Форма игры, интеллектуального соревнования – наиболее эффективный способ освоения полученных знаний, именно поэтому учащимся было предложено попробовать свои силы в финансовых и коммуникативных боях. Участие в них приняли команды четырёх петербургских школ. Им были предложены задачи из сборника образовательной программы «Азбука финансовой грамотности», разработанного в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Оценивали выступления методисты Межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Ольга Фролова и Елена Братковская, а также Варвара Назарова, доцент департамента финансов, преподаватель ММЦ.

Один из авторов сборника - Денис Лозинг, руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» отмечает, что «грамотное финансовое поведение – модель обоснованного выбора».

«Мы считаем, что такие чемпионаты – это система, которая позволяет мотивировать школьников на освоение финансовой грамотности. Наши задания и кейсы построены таким образом, что команды соревнуются не знаниях терминологии, а в том, как найти оптимальное решение в той или иной жизненной ситуации. Мы уверены, что чаще всего финансово грамотное решение вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем предварительных расчетов. Стержневым моментом освоения грамотного финансового поведения становится необходимость принятия взвешенных решений в проблемной ситуации, в которой есть множество разных выборов. Это означает, что «знания вообще» важны не сами по себе, а важно умение принимать решение в разных ситуациях, связанных с управлением личными и семейными финансами».

Чемпионаты по финансовой грамотности уже проводятся в нескольких регионах, например, в Алтайском крае действует программа, рассчитанная на весь учебный год и это уже целое движение, поддерживаемое на всех уровнях от муниципального до республиканского. По задумке организаторов проекта финансовые игры должны стать не менее популярными, чем КВН и «Что? Где? Когда?» и, возможно, в скором времени будет проводиться Всероссийский чемпионат.

«Интерес, азарт, нестандартные задания – всё это основа для усвоения тех знаний, которые необходимы каждому из нас. Мы говорим о финансах нескучно. Надеемся, что НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург станет базой для регионального чемпионата, в котором будут принимать участие все школы. В рамках этой программы можно создавать Клуб финграмотности, объединяющий лидеров движения. Мы считаем, что ребята должны выходить из школы, умея пользоваться деньгами. Доходы, расходы, планирование, постановка целей и знание способов их достижения - это должно быть нормой для всех. Необходимо сформировать другое отношение к финансам», - отмечает Денис Лозинг.

Финансовые бои ориентированы на освоение предметных знаний и умений, но при этом они же дают возможность проектной деятельности для старшеклассников – организаторов чемпионата. Такие соревнования станут дополнительным стимулом и для педагогов, которым гораздо интереснее не просто вести уроки, но готовить свою команду для участия в городских соревнованиях.

Александр Захов, преподаватель истории и общестествознания 466 школы:

«Я сам прошёл курсы финансовой грамотности в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, сейчас преподаю курс в рамках внеурочной деятельности. Пользуясь полученными знаниями, помогал ребятам готовиться к чемпионату, но я гуманитарий и с математическими расчётами справляюсь хуже, чем мои ученики. Я им рассказываю о том, что нам давали на курсе финансовой грамотности: инвестиции, банковские приложения, акции, начисление дивидендов, налоги, семейный бюджет и пр., они сами решают задачи и соотносят знания, получаемые в школе, со своей реальной жизнью, находят им практическое применение. Кстати, и я информацию, полученную в рамках курса финансовой грамотности, использую не только при подготовке к урокам, но и в своей повседневной жизни.
Сегодняшняя финансовая игра мне понравилась: живая, динамичная. Вижу, что ребята с удовольствием участвуют, надо проводить такие соревнования чаще!»

Игорь Демченко, 374 школа:

«Мы учимся по новой системе, у нас есть профильные предметы в том числе экономика с встроенным курсом финансовой грамотности. Для чего нам этот предмет? Хотим идти в ногу со временем, оно быстро меняется и нам надо разбираться в том, что происходит вокруг, а без понимания процессов денежных отношений сейчас благополучно жить невозможно. Умение распоряжаться своими средствами – важный навык. Например, выигрыш в лотерее можно просто потратить, а можно сделать вложением. Для меня финансовая грамотность -  способ получения наибольшей выгоды от всего того, что я имею. Экономика – моё будущее, я решил выбрать это направление для поступления в вуз. Чемпионат укрепил меня в этом намерении, было очень интересно, хочу продолжить».

Ирина Иванова, 256 школа:

«Чемпионат дал возможность попробовать свои силы. Финансовую грамотность как отдельный предмет у нас в школе не преподают, мы просто готовились к соревнованиям с преподавателем обществознания и истории. И это оказались не просто новые знания, я стала лучше понимать, что такое денежные отношения, чаще задумываться о том, как то, что ты делаешь сейчас, отразится на твоём будущем. Дома мы с родителями финансовые вопросы обсуждаем, планируем бюджет, считаем доходы и расходы, вместе анализируем и решаем, что можно отложить и куда потратить. Я уже и подсказать что-то могу.
Финансовое планирование – твоя дальнейшая судьба. С этими вопросами связана карьера, статус в обществе, связи, знакомства, общение за рамками работы, получается, что правильное распоряжение финансами – база для счастливой жизни».