• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Занимаясь продвижением университета, мы должны верить, что продвигаем качественный продукт»

Интервью с Ольгой Крыловой, Начальником Управления по международным связям НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, о роли амбассадоров университета в репутации alma mater.

Почему современные университеты развивают программы амбассадоров?

C каждым годом растет конкуренция в сфере международного образования. Университетам становится все сложнее и сложнее бороться за свое место под солнцем и быть конкурентоспособными, поэтому они стараются выбирать наиболее результативные инструменты и механизмы продвижения.

Работа с амбассадорами — это действительно эффективный инструмент продвижения университета на международном рынке. Я бы даже не называла это таким обезличенным словом «инструмент», это скорее проекты. Чем привлекательны эти проекты? Тем, что они приносят пользу абсолютно всем вовлеченным сторонам — во-первых, непосредственно амбассадорам, которые могут быть студентами, выпускниками, а также сотрудниками и преподавателями университета. Например, для студентов и выпускников эта польза может выражаться в развитии компетенций межкультурной коммуникации, навыков презентации, продвижения в социальных сетях и многих других.

Благодаря проектам по работе с амбассадорами, университеты в свою очередь имеют возможность развивать интернационализацию, совершенствовать свою репутацию и продвигать свой бренд, расширять научно-образовательное сотрудничество с ведущими образовательными и научными организациями мира, привлекать талантливую молодежь для обучения и научной работы. Что немаловажно, развитие такого типа проектов также содействуют фандрайзингу.  

Какова роль амбассадоров в развитии репутации родного университета?

Основная роль — это продвижение университета на локальном и зарубежном рынках.

Мне кажется, в продвижении большое значение имеют элементы искренности и честности. Занимаясь продвижением университета, мы должны верить в то, что мы продвигаем качественный продукт, который обогатит наших потенциальных студентов необходимыми компетенциями.

Тот факт, что студенты, которые имеют статус амбассадоров, сами учатся в этом университете и могут по-настоящему донести смысл того, о чем они рассказывают, является очень важным.

Многие университеты также развивают связи со своими выпускниками, формируя пул амбассадоров-выпускников. Каждый из выпускников обладает уникальным опытом построения карьерного пути, которым он или она может поделиться с будущими и нынешними студентами. Здесь очень важно отметить, что успешное выстраивание системы взаимодействия с амбассадорами требует от университетов адекватной организационной и финансовой поддержки, устойчивой системы карьерных сервисов, устойчивых связей с работодателями и адекватного портфолио системы повышения квалификации и обучения в течение всей жизни. Таким образом, университеты, делая ставку на развитие проектов студентов и выпускников, делают большой вклад в развитие своей репутации.

Как развивалась программа амбассадоров в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и каковы планы на будущее?

Программа была запущена в прошлом году. Она ориентирована на разные категории амбассадоров — это и нынешние студенты, и выпускники, и научно-педагогические работники, и административные сотрудники. На данном этапе сделан акцент на работе с иностранными студентами не ранее третьего года обучения, так как к этому моменту они уже имеют большой опыт обучения в университете.

Прошлой осенью прошел первый конкурсный отбор, и у нас было достаточно большое количество заявок. По результатам были отобраны 6 амбассадоров, которые представляют Армению, Маврикий, Молдову и Узбекистан.

Студенты предлагали свои идеи и формировали собственные проекты по тому, как они видят возможное продвижение университета за рубежом. Проекты могли включать выезды в страну, откуда они родом, продвижение в социальных сетях, организацию различных мероприятий с привлечением российских и иностранных студентов и др.

На данный момент программа развивается очень успешно, и этим летом мы планируем объявить еще один прием заявок для того, чтобы расширить сеть амбассадоров.

Если говорить о пользе непосредственно для амбассадоров, мы также будем развивать образовательную составляющую. В частности, мы планируем провести серию образовательных тренингов и семинаров, направленных на развитие различных компетенций.  

Также в наших ближайших планах — усиление работы с выпускниками Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге.

Каковы задачи амбассадоров в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург?

Основная задача амбассадоров — это развитие бренда НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и рекрутинг иностранных студентов. Соответственно, сейчас их проекты в основном ориентированы на организацию выездных мероприятий в зарубежных странах. Там амбассадоры проводят презентации и встречи с абитуриентами и их родителями на базе школ, центров русского языка и культуры. Также амбассадоры могут помогать представителям Высшей школы экономики в ходе образовательных выставок по всему миру. Очень важным аспектом является то, что амбассадоры практически самостоятельно планируют реализацию своих проектов, от постановки целей до получения запланированных результатов.

С начала этого года уже были реализованы первые выездные проекты в Узбекистане и Молдове, и множество ребят за рубежом больше узнали про наш университет.

Некоторые из запланированных мероприятий также проводятся внутри России и ориентированы на привлечение к участию иностранных студентов, которые сейчас находятся здесь. Например, в конце марта на базе НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург был проведен Тотальный диктант по армянскому языку, который организовывали наши студентки-амбассадоры. Впереди — проекты непосредственно в Армении.  

Интерес со стороны абитуриентов к встречам с амбассадорами, которые в настоящее время обучаются в университете очень высокий, так как есть возможность получить информацию из первых рук и задать самые интересующие вопросы. Я думаю, что в этом году благодаря реализации программы амбассадоров НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург примет еще больше иностранных студентов на программы бакалавриата и магистратуры.

Алишер Кучиев, студент третьего курса бакалаврской программы «Управление и аналитика в государственном секторе»

Мой проект был нацелен на повышение узнаваемости Питерской Вышки в Самаркандской области, Узбекистан. Делиться личным опытом студенческой жизни в университете действительно важно, но я не хотел, чтобы на выступлении школьники были обязаны присутствовать по распоряжению администрации образовательного учреждения. Поэтому главным фактором в выборе платформы для проведения лекции было присутствие лицеистов и школьников по собственному желанию. С таким посылом обратился к администрации одного из лицеев, который славится на региональном уровне большим числом выпускников, обучающихся за рубежом.

На лекции присутствовали учащиеся со многих регионов области, планирующие учебу в иностранных университетах. В конце лекции состоялись дебаты, и по результатам дебатов школьникам были выданы именные подарки НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.  

Отдельно стоит выделить переговоры с представительством Русского культурного центра (РКЦ) в Самаркандской области. Директор РКЦ выразил полную готовность в сотрудничестве с Питерской Вышкой. 

Участие в проекте сильно повысило мои навыки по организации встреч и мероприятий на официальном уровне, подарило первый опыт служебной командировки, научило «корпоративному поведению» как в интернете, так и в обществе.

Александр Кальченко, студент четвертого курса бакалаврской программы «Экономика»

Четыре года назад, когда передо мной стоял выбор университета, я мог опираться только на информацию, которая есть на сайте университета и в социальных сетях. Конечно, всей этой информации не хватало эмоциональной окраски и небольшой доли субъективизма.

Именно за этим я отправился в свой родной город Ташкент, чтобы познакомить иностранных абитуриентов с такой Питерской Вышкой, какой ее вижу я, будучи студентом. Там я провел 3 лекции, в ходе которых школьники 10-11 классов задавали действительно интересующие их вопросы, которые касались не только архитектуры академической жизни университета, но и преобладающей атмосферы, предполагаемых финансовых тратах, внеучебных активностей.

В Узбекистане Высшая школа экономики — это далеко небезызвестный вуз. Приятно, что как минимум 90% абитуриентов, которым мне посчастливилось провести лекции, уже знали о Вышке. Если говорить обо мне, то я буду крайне рад, если мне удалось мотивировать моих молодых и амбициозных соотечественников сделать выбор в пользу Вышки.