«ФИНФИН Регион-2019: Северо-Запад»
14 марта в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург прошла Четвертая Региональная конференция по финансовой грамотности и финансовой доступности "ФИНФИН Регион-2019: Северо-Запад". Основной темой обсуждения, организованного Российским Микрофинансовым Центром, Фондом Citi и Санкт-Петербургской школой экономики и менеджмента, стало влияние новейших цифровых технологий на повышение доступа к финансовым услугам.
Участие в конференции приняли представители Банка России, финансового сектора, органов власти СЗФО, руководители общественных организаций по защите прав потребителей, эксперты в сфере финансовых технологий, преподаватели и студенты экономических вузов.
«Конференция даёт возможность встретиться представителям разных структур – коммерческих, государственных, НКО, таким образом создаётся коллоборация, позволяющая более эффективно решать те задачи, которые стоят перед всеми нами – повышение доступности, качества и безопасности финансовых услуг, защиты прав потребителей, совершенствование регулирования финансового рынка. Здесь мы можем не только обсудить самые острые вопросы, но и просто понять в каком направлении мы движемся», - отметила Нина Култышева, финансовый эксперт Минфина, директор по развитию БФ «Куна».
Участники пленарной сессии обсудили типичные претензии потребителей финансовых услуг, эффективные механизмы разрешения споров между финансовыми институтами и потребителями, публично-правовое регулирование и саморегулирование деятельности финансовых организаций с целью защиты прав и интересов пользователей финансовых услуг, а также необходимые меры по улучшению противодействия недобросовестным клиентских практикам на финансовом рынке. Модерировала пленарное заседание Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург.
В рамках конференции состоялась презентация итогов исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с РМЦ и Фондом Citi в начале 2019 года «Цифровизация финансовых услуг».
В исследовании отмечается, что 67% клиентов финансовых компаний используют
для получения услуг цифровые технологии. Наиболее активными пользователями мобильных приложений и личных кабинетов являются молодые люди в возрасте до 35 лет, россияне с высоким уровнем дохода, жители столичных городов и сел, имеющие высшее образование. Пользователи финансовых услуг в сравнении с россиянами в целом демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности – значение индекса цифровой грамотности составляет 65 процентных пунктов (п.п.) против 52 п.п. из 100 возможных. Наиболее высокие значения составляющих индекса были получены по сферам: медиаграмотность (72 п.п.) и информационная грамотность (70 п.п.), самое низкое – отношение к технологическим инновациям (58 п.п.). Полученный результат говорит о высоком уровне знаний, навыков и установок пользователей финансовых услуг в отношении поиска необходимой информации в цифровой среде и оценки её достоверности. Для определения составляющих цифровой грамотности использовалась европейская методика DigiComp, которая включает в себя оценку пяти компетенций: информационная и коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность, навыки решения проблем в цифровой среде. Уровень цифровой грамотности рассчитывается как среднее значение всех компонентов.
Более половины пользователей финансовых услуг (57%) считают, что использование цифровых способов управления личными финансами повысило бы их умение распоряжаться деньгами. Большинство пользователей финансовых услуг положительно относятся к цифровым финансовым технологиям и высоко оценивают их сильные стороны – оперативность, доступность, прозрачность. 43% высоко оценивает эффективность цифровых способов управления и учета личных финансов по сравнению с традиционными. Тем не менее 77% считают, что их использование делает финансовые операции менее осязаемыми, т.к. человек не видит реальных наличных денег. И представители финансовых организаций, и пользователи финансовых услуг считают, что обучением клиентов для облегчения их перехода на цифровой формат получения финансовых продуктов и услуг должны заниматься финансовые организации, но при этом четверть респондентов отметила, что каждый человек должен самостоятельно приобрести необходимые знания и навыки для получения финансовых услуг в цифровом формате. Раз в месяц и чаще офисы финансовых компаний посещают 42% пользователей услуг. Все вопросы удаленно решают 19% клиентов. Наиболее часто называемой причиной посещения офиса финансовой компании является оплата обязательных платежей, получение выписок и справок, проведение денежных переводов. 58% представителей финансового бизнеса указали, что в ближайшие 2-3 года текущее количество офисов не будет сокращено, так как это необходимо для повышения качества обслуживания, сохранения клиентов и привлечения новых.
Помимо пленарной сессии в рамках конференции прошли два круглых стола: «Защита прав потребителей финансовых услуг: лучшие практики разрешения споров между финансовыми институтами и потребителями финансовых услуг» и «Финансовое просвещение: актуальные информационные мероприятия и образовательные программы для различных категорий населения». Модераторами круглых столов выступили: Максим Сторчевой, директор Ассоциации этики бизнеса (RBEN), преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге; Елизавета Шушунова, заместитель декана Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента; Василиса Макарова, доцент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Участники встречи обсудили типичные претензии потребителей финансовых услуг; эффективные механизмы разрешения споров между финансовыми институтами и потребителями; публично-правовое регулирование и саморегулирование деятельности финансовых организаций с целью защиты прав и интересов пользователей финансовых услуг; необходимые меры по улучшению противодействия недобросовестным клиентских практикам на финансовом рынке. Было отмечено, что вопросы финансового просвещения населения обретают все большую актуальность в российских регионах. Несмотря на наличие государственных программ и общественных инициатив в данной сфере, на местах по-прежнему наблюдается нехватка как профессиональных наставников, так и образовательных проектов в сфере повышения финансовой грамотности для различных категорий граждан, прежде всего молодежи и людей пожилого возраста.
«Сейчас многие структуры задействованы в сфере финансовой грамотности, но не всегда мы знаем, кто и чем занимается, даже с терминологией до конца не можем определиться. Я могу сказать так: у всех нас есть мечты, цели, которые мы можем реализовать, используя уже существующие финансовые инструменты, при этом необходимо чётко понимать не только возможности с ними связанные, но и риски им присущие, тогда финансовая грамотность становится средством достижения счастья», - отметил Марат Сафиулин, управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.