Нашим будущим студентам — нашим будущим коллегам
Прошла первая волна вступительных испытаний в Школу дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Для многих наших абитуриентов последний месяц лета будет уже гораздо спокойнее — все хорошо, вы поступили! И с сентября начнется новая интересная и насыщенная событиями студенческая жизнь. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел подать документы, прием на профиль Коммуникационного дизайна в Питерской Вышке продолжается до 10 августа.
По итогам встреч с абитуриентами и родителями возникла необходимость написать небольшой текст с ответами на часто задаваемые вопросы. Базовые принципы нашей школы я изложил еще в начале 2018 года в программной статьей, опубликованной в журнале «Собака». Сейчас же хочу рассказать о том, что волнует большинство родителей и студентов — о трудоустройстве и взаимоотношениях с индустрией.
О работе молодого дизайнера
Я не раз говорил, что рынок испытывает большую нехватку профессионально подготовленных специалистов в сфере дизайна. И это несмотря на то, что многие вузы ежегодно выпускают сотни молодых людей, имеющих на руках диплом дизайнера. Но диплом — это далеко не все, что потребуется вам при трудоустройстве. Ключевым инструментом дизайнера в работе с потенциальным заказчиком, его главным аргументом при трудоустройстве является профессионально собранное портфолио. Именно оно дает работодателю и заказчику возможность оценить профессиональные качества специалиста. Мы — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ — все как один действующие практики дизайн-индустрии, многие из нас в будущем станут вашими работодателями. Мы первые заинтересованы в том, чтобы получать лучшие кадры для наших студий и агентств. И мы гораздо лучше, чем оторванные от практической деятельности педагоги, понимаем, каким требованиям должен соответствовать успешный дизайнер. И в тесной связи с современной индустрией мы с самых первых курсов начинаем формировать для каждого нашего студента профессиональное портфолио выполненных проектов. Таким образом, к защите диплома наши выпускники уже становятся обладателями собственного портфолио, к которому их коллеги из других вузов еще только-только приступают.
И куда выпускнику пойти со своим портфолио? Какие существуют варианты трудоустройства? Я рассмотрю три базовые модели, которые можно считать наиболее распространенными.
Для консерваторов
Вариант первый — наиболее консервативный стабильный и предсказуемый. Это как в работе на финансовых рынках — чем более консервативная стратегия инвестирования, тем более прогнозируем результат (но и рассчитывать на головокружительный взлет не приходится). Так и тут, при трудоустройстве в дизайнерский отдел крупной компании, скорее всего, вы получите более выгодные стартовые условия, чем ваши коллеги, выбравшие работу в дизайн-студиях или рекламных агентствах. У вас будет фиксированный рабочий день, приличный офис, вы не будете сидеть на работе на выходных, а в 19:00 на рабочей неделе уже будете свободны, как ветер! Если вы заинтересованы в стабильности — это ваш вариант. Но необходимо учесть, что у вас всегда будет только один заказчик. И, скорее всего, вашим руководителем будет не дизайнер, а менеджер, у которого также есть свое руководство. Работа может быть довольно интересной, если профиль деятельности компании подразумевает работу в различных дизайн-дисциплинах. Могу себе представить, что нужно будет делать корпоративное издание — журнал или газету, обновлять рекламные кампании, работать над выставочной и презентационной полиграфией, возможно, брендировать пространства (офисы, магазины и др.), заниматься разработкой упаковки (если компания работает в сегменте FMCG), поддерживать и развивать корпоративный сайт и сайты продуктов компании. Перспективы карьерного роста при таком трудоустройстве достаточно ограничены. Из дизайнера вы вырастете в старшего дизайнера. И, возможно, потом в руководителя отдела дизайна. Но останетесь в подчинении у отдела маркетинга. Как показывает опыт, те, кто хочет расти и работать с разнообразными проектами, рано или поздно уходят со стороны клиента в дизайн-студии и рекламные агентства. Впрочем, мне известны и случаи многолетней работы на стороне заказчика.
Взвешенный баланс творчества и роста
Второй вариант трудоустройства — стать дизайнером в студии или рекламном агентстве. Безусловно, существуют и узкоспециализированные компании, которые работают, например, только с упаковкой, сайтами или мобильными приложениями, но большая часть все же достаточно универсальны и занимаются проектами в сфере брендинга, многостраничных изданий, упаковки, рекламы, сайтостроения и др. Таким образом, вы сразу же окажетесь в гуще дизайнерской жизни, и получите возможность работать с самыми разными заказчиками под руководством арт-директора. У вас параллельно может идти несколько проектов для клиентов из самых разных отраслей экономики. Зарплата на старте у вас будет меньше, чем у коллеги, устроившегося в дизайнерский отдел нефтяной или девелоперской компании, но со временем преимущество будет, скорее, на вашей стороне. Надо быть готовым к тому, что рабочий день может иногда затянуться допоздна, или придется выйти поработать на выходных. Но это, скорее исключение, связанное с дедлайнами по сдаче проектов. Скорее всего, у вас будет приятное рабочее пространство в дизайнерском интерьере или креативном пространстве, коих немало, как в Петербурге, так и в Москве.
Этот путь обладает наилучшим балансом между творческой составляющей, финансовыми условиями и карьерным ростом. Вы сможете вырасти в арт-директора, а потом, возможно, набравшись опыта, посмотрев изнутри, как работает организм студии, окунуться в риски создания собственного бизнеса. Или же периодически получать все более и более выгодные предложения от различных работодателей и кочевать по агентствам Петербурга и Москвы, постепенно увеличивая свою капитализацию. Но не стоит усердствовать со слишком частой сменой места работы. Рынок прозрачный — все друг друга знают, и это может нанести ущерб вашей репутации в глазах работодателя.
Для тех, кто готов рискнуть
И, наконец, самый рискованный путь — это работа на фрилансе, поиск собственных заказчиков, и длительная работа по созданию собственного имени-бренда. Но именно на этой территории и могут таиться самые яркие открытия и впечатления. И именно таким путем можно с большей вероятностью прийти к признанию, известности и высоким гонорарам, несопоставимым даже с высокими арт-директорскими зарплатами. И именно таким путем была основана подавляющая часть ныне действующих успешных студий. Но здесь самая высокая конкуренция, и на вершину попадают лишь немногие. Большинство не выдерживает в первые годы и выбирает должность на стороне заказчика либо в дизайн-студии. Наиболее настойчивые и увлеченные добиваются успеха. Если в вас есть дух предпринимателя, вы склонны брать на себя ответственность и не чужды риску, то, возможно, вам стоит попробовать. Но надо быть готовым к тому, что у вас не будет нормированного рабочего дня. Вы будете вкалывать с утра до вечера, вам придется вникать в юридические и финансовые аспекты дизайн-деятельности, вам придется самостоятельно покупать себе компьютерную технику. И при этом первые годы (а, может, и долгие годы) у вас не будет больших заказов, которые будут приносить нормальные деньги. Впрочем, заработать на уровне средней зарплаты по рынку всегда возможно. Все это вытащить на себе, чтобы потом перестать справляться с объемом работы и начать нанимать сотрудников можно только при одном условии — если вы получаете удовольствие от своего дела. Должен сказать, опираясь на собственный опыт — у нашей работы одна из самых высоких степеней конвертации труда в удовольствие. Создать свой бизнес, собственную дизайн-студию — мечта многих дизайнеров. И, поверьте мне, не такая уж эта мечта и несбыточная!
Это три основных сценария трудоустройства молодого специалиста. Есть еще один, который порой встречается, но распространен не слишком широко. Многие дизайн-студии и агентства привлекают фрилансеров на проекты, не устраивая их в штат. Это выгодная коллаборация для обеих сторон, но не всегда удобная для работодателя. Если удается найти своего фрилансера, который не исчезает из коммуникационного пространства, соблюдает сроки, и умудряется дистанционно качественно работать над проектами, за таких специалистов арт-директора держатся, и регулярно привлекают их к работе.
Ваши будущие заказчики — ваши товарищи по университету
И в конце хочу добавить, что немного завидую вам — будущим студентам Вышки. У вас будет то, чего нет ни в одном другом учебном заведении. Благодаря тому, что в Вышке невероятно сильные экономические и управленческие направления, а междисциплинарные коллаборации в рамках учебных проектов не просто поощряются, а являются обязательными, вы уже в стенах университета сможете выстроить те социальные связи, которые помогут вам в будущем успешно работать и находить заказы. Ведь те, кто в будущем станут у руля крупных компаний и молодых стартапов, кто будет руководить бизнесом и государственными структурами — все они будут учиться рядом с вами на других факультетах.
В Высшей школе экономики существует система «майноров» — дисциплин, которые любой студент может изучать дополнительно к своему основному курсу. Вы сможете выбрать для себя менеджмент или Big data, логистику или востоковедение. Сильная управленческая школа Вышки позволить вам в будущем избежать набивания тех шишек, которые почти неизбежно ожидают тех, кто решит строить свой бизнес в креативных индустриях.
Еще раз напоминаю, что подать документы на профиль Коммуникационный дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, можно до 10 августа!
Будет круто!
С приветом,
академический руководитель
программы «Дизайн» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербурге
Митя Харшак