Востоковедение – элитарное направление образования
О качестве востоковедного образования в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и о том, как обстоит дело с востоковедным образованием в России в целом, рассказали руководитель Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ– Санкт-Петербург, профессор Евгений Зеленев и академический руководитель программы «Востоковедение», профессор Милана Илюшина.
Руководитель департамента востоковедения и африканистики
– Сегодня факультеты, департаменты и кафедры востоковедения есть в 20 вузах РФ. Для сравнения экономика преподаётся более чем в 400, а социология – более чем в 250 российских государственных и частных вузах. 20 это только те вузы, которые входят во Всероссийское учебно-методическое объединение по востоковедению во главе с М.Б. Пиотровским, и где востоковедение принято как образовательная модель (университеты, где просто преподаются восточные языки, в этот перечень не входят: изучение восточных языков и обучение на востоковедной программе – это не одно и тоже). В этом перечне НИУ ВШЭ занимает сразу две позиции, так как Востоковедные кампусы Москвы и Санкт-Петербурга рассматриваются в нем независимо друг от друга. В действительности же мы делаем все возможное, чтобы в рамках НИУ ВШЭ Москвы и Санкт-Петербурга сложилось единое востоковедное образовательное пространство – уникальное по своим возможностям и по представительству в нем востоковедных направлений от фундаментальных источниковедческих до современных прикладных.
Отличительной чертой нашего кампуса является сочетание академизма и современных подходов к востоковедной подготовке. Важно одно – мы не готовим переводчиков, но ставим задачу вывести студента на уровень профессионального владения языками как инструментом для их использования в сфере науки, образования, государственной службы, экспертного сообщества, работы в международных организациях и различных формах бизнеса. Ещё раз подчеркну – язык ради самого языка наши студенты не изучают, хотя кто-то из них вполне сможет в дальнейшем работать профессиональным переводчиком, но это будет его личный выбор. Мне кажется, что именно эта незапрограммированность на какой-то один определённый вид деятельности и привлекает абитуриентов – наличие выбора есть одна из самых реальных и непосредственных форм свободы. Кроме того, нельзя отрицать, что благодаря ограниченному кругу учебных заведений и сложности обучения востоковедение остаётся одной из элитарных форм образования не только в нашей стране, но и в мире в целом. Даже в Китае, где сегодня можно встретить самые разные образовательные модели, зарубежное китаеведение признаётся как самостоятельное направление научного знания, именуемого го-сюэ, в отличие от китайского китаеведения – хань-сюэ. То же самое можно обнаружить и в арабской среде, где востоковедов именуют мусташникун (буквально – «использующие Восток в своих интересах»).
Иными словами, востоковедение признано в различных частях современного мира не только как образовательная модель, но и как особый вид научно-исследовательской деятельности.
Академический руководитель программы "Востоковедение"
– Приём на первый курс 150 студентов, среди которых есть и иностранцы, это суровое испытание для программы, которая имеет 25 бюджетных мест. Очень трудно было вначале, когда в штате Департамента востоковедения и африканистики было около 10 преподавателей. Теперь в рамках программы преподавание ведут свыше 60 специалистов-востоковедов. Это дружный коллектив ярких незаурядных людей. В наших рядах не только востоковеды, получившие классическую историко-лингвистическую подготовку, но и специалисты по экономике, международным отношениям, культурологии Востока и другим областям знаний. Добавлю, кстати, что на всех основных языковых направлениях у нас работают и носители языка. Мы стремимся дать нашим выпускниками самые широкие возможности для дальнейшей специализации и, исходя из этого, формируем коллектив, в котором много молодых профессионалов, имеющих опыт обучения и преподавания в зарубежных университетах. Вместе с тем, мы считаем важным сохранять и поддерживать лучшие традиции всемирно известной Санкт-петербургской школы востоковедения.