Человеческая гибкость или цифровой интеллект?
Дебаты по поводу того, что сегодня дает выпускнику больше конкурентных преимуществ на рынке труда, «софт скилз» или «хард скилз», не угасают, и стоит отметить, что конкуренция на рынке труда уже разгорается не только людей с людьми, но людей с роботами. Зимняя школа в Питерской Вышке стала настоящим форумом мнений на эту острую тему.
16 – 17 февраля в Питерской Вышке состоялась очередная Зимняя школа, в рамках которой ведущие практики из самых различных сфер деятельности, собрались, чтобы в непринужденной атмосфере пообщаться с нынешними студентами и рассказать, какие знания и навыки, преподаваемые в Высшей школе экономики, особенно востребованы в современной жизни.
Представление о мире
Многие эксперты отмечают, что за последние 10 лет мир довольно сильно изменился, и, чтобы удачно устроиться на работу, просто необходимо помимо профессиональных знаний и навыков иметь развитый кругозор и просто понимать, как устроен мир и общество. Другими словами можно сказать, что очень важно обладать «софт скилз» (англ. soft skills).
Выступавший на секции магистерской программы «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе» Виталий Худобахшов, разработчик в JetBrains и ведущий аналитик «Одноклассники», прокомментировал перед лекцией: «Сейчас существует много разных умных слов – «биг дата» (англ. bigdata), «дип лёнин» (англ. deeplearning) и другие, но это ни о чем не говорит с точки зрения того, что на самом деле нужно делать для того, чтобы стать хорошим специалистом в области анализа данных и как найти по-настоящему хорошую работу. Я со временем убедился, что «хард скилз», возможно, даже не самое важное. Вы можете быть отличным разработчиком, писать прекрасные программы, написать интеграцию одного пакета с языком Python, чтобы все работало очень-очень круто. Но если вы никак не связаны с реальным миром, вы вряд ли можете сделать по-настоящему хорошую аналитику».
Так, например, серьезная аналитика человеческого поведения без хорошего контакта с реальностью довольно трудно осуществима. Нужно понимать, как думают люди, и в этом смысле гуманитарные науки сейчас имеют важное значение в освоении таких сфер, как анализ данных и программирование, потому что и там нужно думать о людях. Вся прибыль, которую сегодня получают те или иные компании, проистекает из ясного понимания того, чего хотят люди.
Работа с информацией и активная позиция
Заместитель руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, председатель Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Андрей Михайлов, выступавший в рамках направления «Государственное и муниципальное образование», подтвердил, что «софт скилз» нужны и на государственной службе: «Чтобы быть успешным (авт. государственным служащим) сегодня, нужно, во-первых, уметь искать, анализировать и грамотно интерпретировать информацию, потому что жизнь меняется слишком быстро. Сейчас от любого работника требуется активная позиция в работе. Практически никого не устраивают посредственные личности. Ты должен чего-то добиваться. Ты должен делать, может быть, немного больше, чем от тебя ожидают. Это будет тебе гарантировать дальнейшее карьерное продвижение».
Образование нон-стоп
Еще одна характерная черта современного образования, на которую обращают внимание эксперты, – его непрерывность. Чтобы быть успешными сегодня, мы должны приобретать новые знания и навыки в постоянном режиме. Сейчас невозможно получить диплом и всю оставшуюся жизнь безмятежно работать. Нужно постоянно, что-то читать, проходить какие-то курсы дистанционно или очно.
Заменят ли нас роботы?
На секции новой магистерской программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» эксперт ВШЭ МИЭМ Антон Сергеев поднял вопрос, который тревожит сегодня многих нынешних и будущих выпускников, а именно «Роботизация и рынок труда. Какой робот заменит тебя?».
В производстве, логистике, на транспорте и в офисной деятельности, в администрировании, как в государственном, так и в бизнес-секторе у нас уже сейчас запущен процесс роботизации, а по факту это замещение компетенций, профессий и просто целиком сотрудников роботизированными процессами. Замещение происходит постепенно, путем замещения одной компетенции за другой. Круг обязанностей, которые выполняют люди, сокращается. Это вызов для национальной и международной системы образования.