• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто поможет экспортерам

Действительно ли соседство с международными компаниями влияет на склонность к экспорту малого и среднего бизнеса?

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сергей Кадочников – д.э.н., проф. Департамента экономики Санкт-Петербургской Школы экономики и менеджмента, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Анна Федюнина – к.э.н., старший преподаватель Департамента экономики Санкт-Петербургской Школы экономики и менеджмента, директор Аналитического центра НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Исследование является попыткой ответить на несколько вопросов: Как внешние эффекты от прямых иностранных инвестиций на региональном уровне влияют на успешность компаний на зарубежных рынках? Может ли присутствие в регионе фирм с иностранными инвестициями помогать другим фирмам начинать экспортировать? Одинаково пользуются близким соседством с иностранными компаниями российскими фирмы разных размеров?

Результаты новой теории международной торговли и ее эмпирические проверки указывают на то, что определяющим фактором при выходе на зарубежные рынки выступает уровень фиксированных (невозвратных) издержек, который могут преодолеть только наиболее производительные фирмы.

Издержки выхода на внешний рынок в значительной степени связаны с информационными и транзакционными издержками. К таким издержкам, как правило, относят расходы компаний на получение и поддержание в актуальном состоянии информации о зарубежных рынках, расходы на поиск контрагентов как в домашней экономике (например, торговых представителей и агентов), так и за рубежом (например, локальных дистрибьюторов), а также расходы на проведение переговоров и обеспечение исполнения внешнеторговых контрактов.

Если завод одной компании располагается рядом с заводом компании с иностранными инвестициями или неподалёку от завода компании-экспортера, то такая компания с более высокой вероятностью сама станет международной и выйдет на внешние рынки. Этому будут способствовать два типа эффектов.

Во-первых, близкое расположение с теми компаниями, которые уже присутствуют на внешних рынках, обуславливает то, что сотрудники среднего и высшего звена этих компаний могут чаще общаться, а значит, обмениваться информацией о деятельности. Той компании, которая еще не присутствует на зарубежных рынках, такое общение особенно важно, поскольку позволяет получать ценную и зачастую редкую информацию об особенностях деятельности на внешних рынках, в том числе информацию о потребительских предпочтениях, конкурентной ситуации, каналах распределения и транспортировки. Таким образом, компании, которая оперирует только на внутреннем рынке, расположение рядом с интернационализированными компаниям-соседями позволяет получать ценную информацию, что повышает ее склонность к самостоятельному ведению внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, близкое расположение с компаниями, которые уже присутствуют на внешних рынках, обеспечивает и второй тип выгод, связанный с формированием вокруг таких компаний собственного рынка связанных товаров и услуг. Как правило, успешная деятельность компаний на зарубежных рынках связана с развитием по соседству поддерживающих и связанных производств и предприятий сектора услуг, логистики, консалтинга, а также специализированных образовательных учреждений и программ. Таким образом, новой компании, которая собирается выходить на внешний рынок, уже не нужно выстраивать сложные цепи поставщиков промежуточных товаров и услуг. Таким образом, компании, которая оперирует только на внутреннем рынке, можно воспользоваться налаженными цепями поставок промежуточных товаров и услуг, которыми пользуются устоявшиеся компании, действующие на внешних рынках. Это также повышает ее склонность к самостоятельному ведению внешнеэкономической деятельности.

В своем исследовании Сергей Кадочников и Анна Федюнина оценили влияние внешних эффектов от компаний с прямыми иностранными инвестициями (ПЗИ) на склонность к экспорту предприятий в российской экономике в постдевальвационный период 2015—2016 гг. Особенный интерес к этому периоду исследования связана с тем, что почти двукратная девальвация рубля в период конца 2014-2015 годов существенно увеличила конкурентоспособность российской продукции на зарубежных рынках. А следовательно, стоит ожидать, что российские компании получили толчок для выхода на экспорт. Однако так ли это на самом деле?

В работе найдено, что эффект девальвации оказал положительное влияние на склонность российских компаний к экспорту. Авторы показали, что присутствие компаний с иностранными инвестициями увеличивает вероятность выхода на экспорт компаний этой же отрасли в этом же регионе. Эти результаты подтверждают, что присутствие в отрасли и регионе компаний с иностранными инвестициями позволяет снижать издержки выхода на зарубежные рынки для локальных фирм.

Однако влияние различается для фирм разных размеров. В 2015 г. наибольшую пользу от внешних эффектов ПЗИ получили средние предприятия. Оценки для всей группы субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. оказались неоднозначными, авторы не нашли устойчивого положительного эффекта для малых предприятий. Это может быть связано с тем, что малые предприятия испытывают дефицит финансовых ресурсов и в меньшей степени (по сравнению со средними компаниями) свободны в решениях о выходе на внешние рынки. Соответственно они реагируют на рыночные сигналы с некоторым лагом. Эти выводы подтверждаются результатами оценок моделей за 2016 г. К 2016 году эффект возросшей склонности к экспорту для средних предприятий уже стал затухать, а для малых предприятий, напротив, увеличился, что соответствует высказанному выше аргументу о наличии отложенного влияния на склонность к экспорту для малых предприятий. Анализ влияния для группы крупных компаний не позволил найти статистически значимого эффекта. Вероятнее всего, крупные компании слишком медлительны в принятии решений по сравнению с малым и средним бизнесом, что не позволяет им оперативно реагировать на рыночные сигналы.

 В целом, результат о том, что внешние эффекты, влияющие на принятие фирмой решения об экспортной деятельности, зависят от размера компаний в одной отрасли в регионе, влечет за собой важные выводы для экономической политики. Приоритеты поддержки экспортной деятельности должны быть в большей степени сконцентрированы на малых и средних предприятиях (по сравнению с крупным бизнесом). Именно малые и средние предприятия способны оперативно реагировать на новые возможности, которые предоставляет рыночная конъюнктура. При этом главной задачей поддержки должно стать снижение барьеров для малых и средних предприятий на доступ к ресурсам, которые необходимы для повышения производительности предприятия и выхода на внешние рынки.