• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 вопросов о «Государстве, обществе и экономическом развитиии в современной Азии»

Последнее время в разных социальных сетях к нам поступило много вопросов о новой уникальной магистерской программе «Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии», открывающейся в кампусе Питерской Вышки. Мы решили отобрать 10 самых часто встречающихся вопросов и задать их собственно преподавателям программы – академическому руководителю программы доктору политических наук, профессору ВШЭ, Сергею Акопову и кандидату исторических наук, доценту ВШЭ, Светлане Кривохиж.

  • Какого абитуриента вы ждете на своей программе? Должен ли это быть обязательно востоковед.

Акопов С.: Мы ждем к нам достаточно мотивированных, творческих, самостоятельных и амбициозных магистрантов, обладающих лидерскими способностями и стремящихся расширить свои языковые и кросс культурные  компетенции. Это могут быть молодые люди, как собирающиеся «остаться в науке» и поступить в аспирантуру, так и те, кто хочет повысить свои шансы трудоустройства и стать более конкурентным на международном рынке труда.

Кривохиж С.: Я бы хотела добавить, что при этом мы одинаково приветствуем абитуриентов с базовым востоковедным и социально-экономическим образованиями. Первые смогут усилить свою подготовку в области политологии, экономики и международных отношений, вторые – обогатить свои знания азиатской спецификой.  

  • Чем отличается Ваша программа от аналогичных программ?

 

Кривохиж С.: Идея в том, чтобы соединить востоковедное образование с социально-экономическим, таких специалистов на данный момент не хватает. Либо это восточник, который углубленно разбирается в истории и традициях своего региона, но имеет достаточно поверхностное представление о современных политических и экономических процессах в нем, либо политолог или экономист не знакомый с азиатской спецификой. 

Для нас очень важно, чтобы студенты, выбравшие эту программу не просто пришли «получить  диплом», а получили полезные практические знания и навыки для построения будущей карьеры или развития существующей. Поэтому мы постарались максимально уйти от привычного формата, когда преподаватель рассказывает, а студент – слушает. Мы сформировали курсы таким образом, чтобы не менее половины занятий проходило в форме обсуждений, деловых игр или дебатов. Например, студенты смогут обсудить международные проблемы региона, представляя интересы и позиции разных стран, что позволит развивать их навыки аргументации в дискуссии. На семинарах, посвящённых ведению деловых переговоров можно будет поучаствовать в смоделированной ситуации общения с представителями других культур. 

Кроме этого, два года студенты будут работать над своим исследовательским проектом – магистерской диссертацией. Мы активно поощряем выбор интересных и насущных тем – от феномена успеха китайской компании Alibaba до особенностей феминизма в Азии. Научный руководитель будет выступать в качестве ментора, который сможет помочь выбрать актуальную и полезную тему, в соответствии с предпочтениями и интересами студента, и содействовать ее изучению. 

Например, я занимаюсь вопросами «мягкой силы» Китая, тем, как Китай «продвигает» свой положительный образ в мире различными средствами – от образовательных центров по изучению языка, до вирусных роликов в сети. Это интересно не только с научной точки зрения, но и с практической – какой-то опыт можно перенять, а ошибки проанализировать. 

Акопов С.: Я бы суммировал и сказал, что востоковедов мы научим методам современного научного анализа, а политологам, международникам, социологам, экономистам, - а может быть и специалистам с другими базовыми образованиями, - постараемся привить знания специфики региона. В современно глобальном мире необходимо иногда уметь абстрагироваться от исключительно европоцентричных моделей восприятия и мышления. Это – важная предпосылка для выстраивания полноценного диалога между Западом и Востоком. И здесь у нас три «козыря» – 1) уникальные преподаватели (как российские так и зарубежные), имеющие реальный опыт трудоустройства и даже видения бизнеса в странах региона; 2) все преимущества международной атмосферы кампуса Вышки, расположенного в самом сердце исторической части Санкт-Петербурга (в пяти минутах ходьбы от Мариинского театра) и 3) собственно уникальная учебная программа, рассчитанная на то, что наши магистранты во многом смогут самостоятельно выстраивать траектории своего образование за счет курсов по выбору (исходя из общей философии НИУ ВШЭ –«Не для школы, а для жизни мы учимся»).

  • Какие страны и регионы охватывает ваша программа? 

Кривохиж С.: Программа охватывает Восточную Азию (Китай, Кореи, Япония) и страны Ближнего Востока. Особенность в том, что в рамках программы востоковедческая и социально-экономическая составляющая находятся в равных долях, что позволит готовить не просто востоковедов или политологов, а востоковедов-политологов, востоковедов-экономистов. Многие преподаватели программы имеют бэкграунд в обоих сферах (например, я у меня первое образование  - международные отношения, второе - восточный факультет) и составляют с нуля уникальные программы, не имеющие аналогов в других вузах. 

Еще одна важная особенность – возможность для магистрантов моделировать свое образование. По сути, в программе совсем немного обязательных курсов, большую часть студенты выбирают сами, создавая свой уникальный трек. Например, можно сконцентрироваться на изучении одного региона, Восточной Азии или Ближнего Востока, и выбрать все курсы, затрагивающие именно его. Второй вариант – сконцентрироваться на определенной теме (на выбор: социально-экономической развитие или культура), и взять все курсы в рамках данной темы в обоих регионах. 

Акопов С.: Абсолютно согласен со Светланой Валентиновной. Мы приветствуем Ваши самые разные творческие темы – экономические, антропологические, международные; особенно темы носящие междисциплинарный характер. Я, например, занимаюсь компаративными исследованиями в области политической идентификации: начиная от кейсов конкретных интеллектуалов Европы и Азии, использования политических идентичностей в конструировании образов «врага» во внутренней и внешней политике стран, и заканчивая транснациональными идентичностями так называемых современных «глобальных кочевников» (кочующих за заработками между Западом и Востоком), политической картиной мира их детей (Third culture kids), а также проблемами преодоления национализма и цивилизационных расколов в мировой политике, сохранения в условиях современных военных конфликтов культурного наследия с помощью ЮНЕСКО. Конечно, уже на уровне составления Вашего портфолио и мотивационного письма мы рекомендуем думать о теме Вашей магистерской диссертации, с каким научным руководителем Вам было бы интересно ее писать. Подробная информация о научных интересах и публикациях всех наших преподавателей хорошо представлена на сайте ВШЭ.

  • Будут ли занятия проходить в историческом центре Санкт-Петербурга?

Акопов С.: Как петербуржец, я очень рад что мы с Вами будем учиться прямо в самом  историческом центре города по адресу набережная канала Грибоедова, дом 123. Это по моему опыту где-то 12 минут пешком от удобного и единственного пока в Петербурге пересечения трех станций метро – Садовая, Спасская и Сенная площадь, или 15 минут если идти по следам героев Достоевского вдоль канала Грибоедова и мимо Львиного мостика. 

  • Будут ли задействована моя языковая подготовка? Будут ли дисциплины на английском языке?

 

Кривохиж С.: У нас 50% дисциплин преподаётся на английском языке, существует возможность изучать восточный язык - китайский, японский, арабский. Понятно, что научиться свободно разговаривать на восточных языках за 2 года – достаточно сложно. Поэтому разработана система гибких модулей, позволяющих Вам сконцентрироваться на более приоритетных для Вас аспектах языка (разговорный, бизнес, письменный, научный и т.д.). Немаловажный аспект – присутствие в нашем Университете специалистов для которых английский или восточные языки являются родными (native speakers).

  • Где я смогу работать после этой магистратрской программы? 

Кривохиж С.: В отечественных компаниях и корпорациях, имеющих связи со странами Востока или планирующими их налаживать. В азиатских компаниях, нуждающихся в представителях в России. В консалтинге, экспертной деятельности, в СМИ. По мере своей специализации Вы можете выбирать более практико- или более научно ориентированную траекторию обучения на нашей программе.

  • Будут ли у вас на программе специалисты, которые имеют реальный опыт образования, культурной адаптации или даже ведения бизнеса в Азии? 

Акопов С.: Да, в частности, к нам специально приезжает в качестве приглашенного профессора коллега Роми Литрелл, который не просто является известным ученым в области кросс-культурных бизнес коммуникаций, но и обладает уникальным опытом ведения крупного бизнеса (IBM, Xerox, InterContinental), в том числе и в Азии. Другой пример – Евгений Ильич Зеленев, уникальный специалист по странам Ближнего Востока. И таких примеров я могу перечислять много, но все есть на нашем сайте.

  • Есть ли у вас зарубежные университеты-партнеры, в которых в будущем можно было бы пройти стажировку? 

Кривохиж С.: Поездки за рубеж – важная часть обучения. Общение с иностранными коллегами, особенно из стран изучаемого региона, дает полезный практических опыт и делает погружение в мир Востока более глубоким.

Акопов С.: Это безусловно так и это не просто абстрактные слова, это видно даже по нашим CV. И я, и Светлана Валентиновна несколько раз обучались в разных университетах мира. У нас сохранились хорошие связи с зарубежными коллегами занимающимися Азией и Африкой, в том числе и в крупных университетах Азии и Европы. Так в феврале 2017 года я сам читал лекции на английском и французском по приглашению коллег из Института Политических Исследований (Sciences Po) в городе Экс Прованс. Во Франции, кстати, существует достаточная сильная школа, связанная с изучением франкофонных стран в Африке и Азии. В марте я был с визитом у наших партнеров в Вене, делающих англоязычную программу Masters Program on East Asian Economy and Society. Сейчас идут переговоры об открытии программы двойных дипломов между нашим Кампусом и Пекинским Университетом (BNU, Master programme in Global Economy and China). В феврале к нам приезжает профессор из Шанхайского университета. При этом мы пытаемся составить расписание таким образом, чтобы наши магистры и магистры из Университетов-партнеров могли ездить на стажировки друг к другу. 

  • Практические вопросы: как поступить к вам на программу? 

 

Акопов С.: У нас есть как платное, так и бесплатное обучение. Чтобы попасть на бесплатное место нужно прислать хорошее портфолио и написать хорошее мотивационное письмо. Требования к портфолио подробно и достаточно прозрачно (буквально по баллам) расписаны на сайте нашей программы (см. вкладки «Абитуриентам/Траектории поступления»). Но я все-таки еще раз перечислю что туда входит: Ваше CV и мотивационное письмо, аннотация вашей бакалаврской выпускной работы (на русском и английском языках) или научное эссе, документы подтверждающие Ваше знание иностранного языка, Ваши публикации, возможно имеющиеся у Вас дипломы победителя различные конкурсов. Максимальная сумма баллов по портфолио – 100 баллов.

  • Как написать мотивационное письмо? Смогу ли я совмещать обучение с работой?

Кривохиж С.: Занятия будут проходить в вечернее время, так что совмещать с работой реально. Что касается мотивационного -  точно не нужно пытаться искать какие-то шаблоны в сети, гораздо лучше просто честно и четко написать почему вам интересна данная программа и как она поможет в вашей будущей карьере, продемонстрировать свою мотивацию. Что касается CV – обязательно нужно указать (очень желательно также документально подтвердить) все свои успехи, прослушанные курсы, участие в конкурсах и различных летних школах и т.д. Подробности о программе, преподавателях и курсах на нашем сайте: https://spb.hse.ru/ma/econasia/about.