• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНовостиВсе о "Стратегическом управлении логистикой"

Все о "Стратегическом управлении логистикой"

Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, научный руководитель магистерской программы «Стратегическое управление логистикой» Валерий Лукинский ответил на четыре главных вопроса абитуриентов.

– Что же такое, на ваш взгляд,  логистика?
– Логистика, «как много в этом звуке…». А сто лет назад в Большой Энциклопедии Российской империи было написано: «Теперь название «Логистика» вышло из употребления». Как тут не вспомнить В. С. Черномырдина с его замечательным оксюмороном: «Никогда такого не было. И вот опять».

Логистика древнегреческое слово, означающее «искусство вычисления и рассуждения». За этим скрывается глубочайший смысл современной логистики и управления цепями поставок. Самое короткое определение – это управление материальными и сопутствующими потоками от источников сырья до конечного потребителя. А сопутствующие потоки – это финансовые, информационные, сервисные, потоки людских ресурсов и т.д. На данный момент население планеты насчитывает уже около 8 млрд. человек и все, что раньше носило единичный характер, теперь превратилось в потоки.

Около сорока лет назад Питер Друкер сказал: «Логистика – темный континент экономики». И как тот же П. Друкер отметил, что исторический успех нации зависит не от природных ресурсов и технологий, а от качества управления. Следовательно, чем больше будет грамотных и инициативных людей, тем быстрее мы начнем внедрять необходимые вещи.

В разных аудиториях меня спрашивают:  «Объясните, что такое логистика?» В ответ я привожу такой пример: допустим, Вы пришли в супермаркет, овощной отдел. Все, что можно вообразить, с разных концов света лежит на полках. Вот это и есть логистика! Но в первом приближении, потому что, если приглядеться: «картошка (голландская), мытая», рядом – «картошка, (немытая) Россия». Таким образом, у понятия «логистика», по-моему, есть латентный (скрытый) смысл. Один продукт вымыли, высушили, отсортировали, упаковали, доставили за тысячи километров, прошли таможню и все виды контроля и т.д.; другой – собрали и доставили с пригородного поля. Первая, как магнит, манит к себе покупателя, вторая вызывает другие чувства. Ответ однозначный – чтобы победить в конкурентной борьбе необходимо комплексное развитие логистики и управления цепями поставок, представляющее синтез достижений инновационных логистических компаний и прикладных научных исследований. 

– Расскажите об особенностях магистерской программы "Стратегическое управление логистикой" (СУЛ).
– Программа СУЛ  в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург идентична  программе, реализуемой в московском кампусе, но имеет свои особенности, отражающие специфику Северо-Западного региона, потенциал преподавателей и традиции питерской логистической  школы.

На наш взгляд, именно аналитического начала не хватает в настоящее время выпускникам вузов. Всем студентам мы объясняем, ваша цель – найти разумный выход, найти способ снизить издержки. Разумно, это не значит, что нужно обязательно что-то закрыть или сломать, а необходимо посмотреть, как можно оптимизировать процессы. 

По ряду дисциплин мы даем собственные разработки, аналогов которых мы в России не знаем. Есть группа вопросов для изучения, которая касается аналитики, проектирования цепей поставок, их интеграции. Очень много аспектов, которые требуют изучения и развития. Поэтому мы стараемся учить так, чтобы охватить мировой опыт. Необходимо, чтобы студенты знали, что достигнуто в других странах в логистике и управлении цепями поставок.

Мы стараемся наполнить нашу программу решением задач, практических кейсов, которые нам удалось собрать, сотрудничая с различными компаниями (такими как «220 Вольт», «Илим», «Лента», «Петрович» и др.), а также выбираем лучшие кейсы из литературы. Этому вопросу, особенно в американских университетах, уделяется очень много внимания. Мы считаем, что это действительно прогрессивный путь, позволяющий быстрее усвоить теоретические знания и существенно продвинуться вперед в профессиональном плане. Это позволит нашим выпускникам вливаться в коллективы, где ждут аналитиков-логистов.

Знание иностранного языка является неотъемлемым требованием к специалисту в нашей сфере. Анализ ряда университетов неанглоязычных стран показал, что для магистратуры характерно наличие 30-50% программ на английском языке. В настоящее время таких дисциплин на нашей программе три, и их количество будет непрерывно нарастать.

У наших лучших студентов уже есть опыт публикаций на английском языке по итогам выступлений на международных научно-практических конференциях, в том числе «Логистика: современные тенденции развития».

В 2016 году наш кампус заключил соглашение с Санкт-Петербургским Институтом информатизации и автоматизации Академии наук РФ (СПИИРАН). В новом учебном году планируется значительное расширение сотрудничества в области современных информационных технологий, в том числе проведение занятия у студентов сотрудниками Академии наук. 


– Каких авторов и какие книги вы можете посоветовать, чтобы разбираться в современной логистике?

 Считается, что из иностранных авторов лучшие книги – Д. Дж. Бауэрсокса, Д. Дж. Клосса, Д. Р. Стока и Д. М. Ламберта, Д. Уотерса и М. Кристофера.  Но это такие же работы, как и в России - слов много, формул мало. Но есть и другие, к сожалению, не переведённые на русский язык - это книги Ballou H. Ronald, S. Chopra, P.Meindl и др.  Если человек прочитает эти книги, то этого ему хватит для решения основных задач.  Мы преподаем на таком же уровне, при этом включив целый ряд новых идей: когда есть формулы, не надо много говорить. Формулы позволяют все связать воедино. В средние века процедура извлечения квадратного корня описывалась словами, и тратили на это три страницы, а сейчас мы используем только всем известный символ. Когда мы говорим о лаконичности логистики, возможности сжать информацию, предварительно обучив людей прочтению формул, мы получаем очень большой выигрыш.

Могу также порекомендовать наши книги, например, «Модели и методы теории логистики» (издательство «Питер», 2007), которую мы написали с моими коллегами, а также наши новые учебники: «Логистика и управление цепями поставок»  (издательство «Юрайт», 2016) и «Управление запасами в цепях поставок» (издательство «Юрайт», 2017). Возьмите, для сравнения, другие книги по логистике и тогда сразу все станет ясно. Вы поймете, куда вы идете учиться, к каким специалистам. Сейчас преподавателями магистерской программой являются 8 докторов наук, из них трое - Заслуженные деятеля науки Российской Федерации. Сами эти звания обязывают нас все вести на высшем уровне. 


– Почему быть логистом актуально и престижно?

– Одна из главных проблем современной российской логистики — в дефиците квалифицированных кадров. Зачастую логистикой на предприятиях занимаются специалисты, ранее работавшие в транспортной сфере, связанные со складским хозяйством. Это неплохо, но у таких специалистов, к сожалению, квалификация весьма далека от той, что требуется на современном предприятии. Как правило, у них достаточно узкий взгляд на проблему и отсутствует комплексный, системный подход к решению задачи. Логистика дает нам инструменты повышения эффективности производства, а многие люди в России — как в бизнесе, так и управляющие целыми отраслями на государственном уровне — даже не знакомы с последними достижениями этой науки.

Если внимательно слушать Президента нашей страны, он говорит о логистике, все министры говорят о ней, все руководители компаний, и даже фермеры говорят о том, что им нужна логистика. Логистика одна из самых востребованных специальностей: рыбу доставить с Дальнего Востока – нужна логистика, зерно в Новороссийский порт привезти – логистика и т.д. Главным образом, это – потоки сырья, готовой продукции и завершенного производства; весь транспорт, склады и терминалы разных профилей; распределительные системы. Возьмите торговлю, и увидите, сколько там всевозможных уровней перемещения товаров. Возьмите промышленность или любую другую сферу, все пронизано этими цепями. В цикле, от сырья до готового продукта, оказывается, что само производство в среднем занимает 2% времени. 15% тратится на транспорт (время перемещения сырья, комплектующих и т.д.), остальное время материал лежит в том или ином виде! Снижение логистических издержек на 10% равносильно увеличению продаж на 40%.

И получается, что мы не уделяем должного внимания логистике, и напрасно. Если посмотреть рынок вакансий, то видно, что хороших логистов катастрофически не хватает: мы не знаем организации, где нет снабжения, где нет склада. 

И последнее. Древние греки говорили: «Советов не давай»!

Но я все же это сделаю: «Приходите учиться в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург на магистерскую программу «Стратегическое управление логистикой»!