• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как рассчитать эффект от впечатлений

Академический руководитель магистерской программы "Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме" профессор Валерий Гордин рассказал поступающим о том, что собой представляет программа, какие направления исследований сегодня актуальны и как студенты программы могут принимать участие в работе Лаборатории экономики культуры.

Как рассчитать эффект от впечатлений

– Валерий Эрнстович, в этом году ваша магистерская программа отметила своеобразный юбилей – ей исполнилось пять лет. Можно подвести итоги этого пятилетия?
– Да, программа существует уже пять лет. Но я бы хотел не подводить итоги, а делать выводы и намечать перспективы.  Один из главных выводов – программа оказалась очень востребованной, причем именно в том формате, который мы изначально предложили студентам. Мы учим их, как надо правильно создавать впечатления. Сейчас это очень востребованные знания и компетенции. Потребители готовы платить именно за интересное времяпрепровождения, неожиданные открытия, приятные воспоминания. Именно тому, как это создать, изучить лучшие образцы, перенести на нашу почву, экономически обосновать мы и учим наших студентов.



– Но часто ваша программа ассоциируется только с туризмом.

– Это ошибочный взгляд. Конечно, мы уделяем туризму большое внимание, поскольку он является сферой, создающей у людей самые сильные впечатления. Но надо понимать, что впечатления от  туристских поездок создаются не только и не столько туристскими организациями, сколько организациями сферы гостеприимства, культуры, общественного питания, спорта и многими другими. Поэтому наши студенты  изучают совместную деятельность организаций разных сфер по созданию впечатлений.  Следует также подчеркнуть, что создавая интересные туристские продукты, например, фестивали, праздники, спортивные мероприятия организации нацеливаются в значительной мере на местных жителей, а уже дополнительно – на туристов. Самый свежий пример – Кубок конфедераций, матчи которого посмотрело 628 тыс. чел. А по официальной статистике туристов среди них было 27 тысяч. Это был явно спортивный праздник для россиян, а не для зарубежных гостей.

– А какие изменения  в индустрии впечатлений могли бы вы отметить за эти пять лет?

– Мы стараемся предвидеть основные тренды в данной отрасли, чему способствует деятельность Лаборатории экономики культуры, на базе которой студенты выполняют свои исследования. Так, еще пять лет назад мы начали изучать гастрономические бренды дестинаций, были защищены на эту тему прекрасные ВКР  Е.Зеленской и Т.Семеновой. Наши исследования в этой области были реально пионерными. И мы видим, насколько сейчас эта проблематика стала актуальной, как дестинации стремятся создавать и продвигать  свои гастрономические бренды. В последний год студенты выполнили очень интересные исследования по кинотуризму. Отмечу ВКР  А.Калишенко и курсовую работу Н. Кудрявцева. И хотя пока что кинотуризм в нашем городе не очень развит, исследования ребят показывают, что у него есть большой потенциал и в ближайшие годы будет разработано много интересных проектов.

– Вы упомянули Лабораторию экономики культуры. Каким образом студенты привлекаются к ее работе?

– Во-первых, некоторые из них непосредственно являются внештатными сотрудниками лаборатории, а, во-вторых, многие студенты привлекаются в качестве соисполнителей многочисленных проектов, прежде всего, инициативных, которые выполняют сотрудники ЛЭК.

– А студенты могут сами разрабатывать и реализовывать проекты?

– Мы этому их и учим. Только что силами студентов был проведен фестиваль «Креатив на послезавтра». Сейчас по инициативе студентов мы разрабатываем проект в формате sharing economy, который называется «Мой Петербург» и предусматривает возможность знакомства с городом через проведение бесплатных экскурсий. Осенью мы планируем запустить этот проект в пилотном режиме. Не могу ни вспомнить разработанный и проведенный нашими студентами квест на Зимней школе, который вызвал большой интерес у ее участников.

– Студенты, обучаясь на программе, могут сочетать учебу с работой?

– Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. С одной стороны, большинство наших студентов быстро находят работу, например, в той же сфере туризма. Расписание занятий, на первый взгляд, позволяет это сделать. Но, с другой стороны, совмещение работы с учебой ведет к неизбежным потерям в качестве обучения, т.к. у ребят остается мало времени на самостоятельную исследовательскую деятельность, на сбор первичной информации, да и просто, на погружение в изучаемую среду. Кроме того, следует отметить, что наши преподаватели ведут еще очень интересные курсы в рамках бакалаврского майнора «Креативные индустрии», лекции на котором в дневное время тоже могут посещать студенты программы. Поэтому надо изначально сделать для себя вывод – или сохранения качества обучения, или неизбежные потери в нем.

Тем не менее, некоторым студентам удается успешно совмещать работу на крупных фестивалях нашего города и учебу. Таким образом, они одновременно могут обобщать знания, полученные на практике, теоретической базой. Возможность рефлексировать над собственным опытом оказывается важной, так как позволяет студентам развивать свой аналитический аппарат, делая из них не просто исполнителей, а менеджеров – стратегов.

Также не могу не отметить возможности для трудоустройства, которые дает наша программа. Во время учебы студенты проходят летнюю практику на крупных фестивалях Санкт-Петербурга. В этом году мы отправили магистрантов на такие фестивали как «Петроджаз», «О, да! Еда!», «Стереолето», «Roof music fest» и многие другие. Отличительной чертой наших практик является то, что во время переговоров с руководителями фестивалей мы просим вовлекать наших магистрантов в такие содержательные виды работ как продвижение, организация работы волонтеров, фандрайзинг, оценка эффективности мероприятия в соцсетях через инструменты веб-аналитики. Несмотря на то, что формальные сроки практики – 2 недели, нашим студентам мы рекомендуем вовлекаться в наибольшее количество видов работ на более длительный срок, завязывать контакты и продвигать себя. Как правило, они следуют нашему совету. В этом году некоторые магистранты настояли на прохождение практики сразу на трех фестивалях.

Еще одной важной стороной профессионализации наших студентов являются гостевые лекции, на которые мы приглашаем организаторов крупных фестивалей, кураторов выставок, представителей креативных индустрий. Студенты имеют возможность пообщаться с профессионалами практиками, понять, как сфера креативных и культурных индустрий устроена изнутри, завязать контакты. С прошлого года на программе заработал проект «Xperience talks», в рамках которого наши магистранты самостоятельно приглашают гостевых лекторов из сферы культурных и креативных индустрий, продвигают эти встречи и привлекают заинтересованную целевую аудиторию. В прошлом году было организовано четыре таких встречи. К нам приходили Анна Нова (владелица AnnaNova Gallery и NovaArena), Татьяна Бурченкова (Генеральный директор загородного гостиничного комплекса Коркино Lake), Антоном Абрезовым (экспертом и практиком в области креативной гастрономии), Натальей Карасевой (куратором выставок).


– Что бы Вы хотели сказать абитуриентам вашей программы напоследок?

– Коллеги, обещаю, что учиться вам будет не только интересно, но и полезно. Мы научим вас разрабатывать и просчитывать проекты в индустрии впечатлений, работать с большими базами данных, вести успешные переговоры, делать креативные презентации. Дерзайте!